Око за око, снос за снос
Самовольная постройка, возведенная в Чистополе на месте снесенного частным собственником дома, где в годы Великой Отечественной войны жил писатель Константин Федин, в свою очередь, должна быть снесена. Такое решение вынес Чистопольский городской суд, сообщил 10 февраля 2021 года Комитет по охране объектов культурного наследия Республики Татарстан.
Иск в суд был подан осенью 2020 года Исполнительным комитетом Чистопольского района, а охранный комитет был привлечен к судебному процессу в качестве третьего лица.
Строительство нового дома на месте снесенного памятника велось в нарушение как Градостроительного кодекса РФ, так и Федерального закона «Об объектах культурного наследия», – отмечает госорган. Собственник ранее был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и наказан штрафом.
О сносе одноэтажного деревянного дома Федина (он жил в Чистополе в эвакуации в 1941–1943 гг.), построенного в начале ХХ века, «Хранители Наследия» рассказывали в мае 2019 года. Это был первый за восемь лет факт уничтожения охраняемого объекта культурного наследия в Татарстане.
«По имеющейся информации, собственник был в курсе статуса объекта, снос умышленный, – писала тогда советник президента Татарстана по вопросам культурного наследия Олеся Балтусова. – Прокуратура получит обращение, Комитет по охране окн РТ составит акт, и уже после всех разбирательств собственник должен понести наказание согласно 73-ФЗ и 243 ст. УКРФ».
Однако очень скоро выяснилось, что перспективы уголовного преследования разрушителей памятника весьма туманны. Уже в июле 2019 года наш сайт рассказывал, как собственник, невзирая на начавшиеся разбирательства и запрещающие предписания госорганов, залил на месте снесенного памятника фундамент нового дома.
Глава республиканского Комитета по охране памятников Иван Гущин пояснил тогда «Хранителям Наследия», что в Росреестре не были зафиксированы охранные обязательства собственника, поэтому и в реальности возбуждения уголовного дела правоохранительными органами есть сомнения. Гущин надеялся, что собственника удастся привлечь к административной ответственности и принудить к воссозданию дома.
Что ж, примерно так и вышло, хотя факт уголовного преступления был налицо.
По сообщению республиканских СМИ, собственником дома Федина была гражданка Татьяна Мусина, которая после сноса заявляла, что об охранном статусе дома не ведала. Это при том, что на нем висела мемориальная доска: «Здесь с октября 1941-го по январь 1943 года жил и работал Константин Александрович Федин».
Директор Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника Александр Печенкин надеется, что судебное решение станет уроком на будущее для других собственников: «Может, человек не до конца понимал, что это объект культурного наследия и есть ограничения по его использованию и сохранению, что собственник обязан согласовывать определенные виды работ в здании. Наша позиция – нельзя было сносить дом. Еще один ценный объект утрачен».
Если судебное решение о сносе новостройки устоит (в том, что оно будет оспорено, у нас сомнений нет), то этот случай действительно может стать уроком: к штрафам добавятся расходы на новый снос, а в будущем, возможно, и на воссоздание памятника.
Хотя уголовная судимость в биографии вандала кажется более продуктивным уроком, который труднее забыть.
Но делать нечего, если уголовного преследования вандала добиться не смогли. Око за око, снос за снос.
P.S. Что и требовалось доказать. Владелица участка, которая снесла памятник, направляет петицию Владимиру Путину: про статус не знала, дом сам "разрушился", нарушают мои конституционные права, лишают единственного жилья, караул...