Погибла последняя столбовая
Реставратор Любовь Шаповалова сообщила о гибели в начале июня 2016 года последней в России «столбовой колокольни». Колокольня при часовне Георгия Победоносца (1876 г.) в деревне Сакулинской Красноборского района Архангельской области относилась к древнейшему типу русских звонниц, представлявших собою не срубные конструкции, но опиравшихся на врытые в землю колонны-столбы.
«Второго июня среди бела дня кто-то спилил все четыре колонны, строение рухнуло, все конструктивные элементы сломались при падении. Потом колонны дополнительно распилили на чурки. Объект культурного наследия России, последняя в мире столбовая колокольня утрачена. Навсегда», - пишет реставратор Шаповалова в статье, опубликованной архангелогородским изданием «Бизнес-класс».
Согласно историческим документам, указывает реставратор, здание часовни 1876 года «по крайней мере, третье на том же месте». По архитектурным признакам, звонница выглядела древнее часовни и не была с нею конструктивно связана.
«Звонница при сакулинской часовне была очень проста по устройству: четыре толстые колонны, врытые в грунт по углам квадрата, под низкой четырехскатной крышей. Между столбами – два перекрытия: промежуточная лестничная площадка и ярус звона, на котором находился звонарь. Колокола подвешивали к крестообразно уложенным балкам, которые одновременно были обвязкой колонн поверху, для жесткости решетчатой конструкции… Колонны были совершенно крепкие, без признаков гниения, ведь они выполнены из отборных толстых лиственничных брёвен. Даже в уровне земли в колонны острие ножа невозможно воткнуть», - отмечает реставратор.
По ее словам, отдельно стоящие колокольни в виде бревенчатой решетки («столбовые») на Севере Руси стали строить примерно со второй половины XV столетия. Долгое «столбовые» колокольни сосуществовали со срубными, однако впоследствии были вытеснены ими в силу большей прочности последних. Документально известно о существовании, кроме сакулинской, еще восьми «столбовых» колоколен, однако все они давно утрачены.
Часовня с колокольней были приняты под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения постановлением администрации Архангельской области от 2 июля 1992 года.
По словам реставратора Шаповаловой, «местные жители берегли свое ценное историческое строение и собирались привести его в божеский вид. Года три-четыре назад они выполнили минимальные консервационные работы на звоннице. По инициативе местных жителей, поддержанной районной администрацией, музеем, Красноборским благочинием и архангельскими специалистами, всем миром в течение двух лет через районного депутата пытались представить свою проблему областному Собранию с тем, чтобы заложить в бюджет средства на срочную реставрацию этого уникального сооружения. Не успели».
Досье. Исследователь А.Б. Бодэ в специальной статье о сакулинской колокольне, опубликованной в одном из научных сборников о памятниках деревянного зодчества России, указывал, что она является «по-видимому, единственным сохранившимся подобным сооружением».
От времени колокольня понесла значительные утраты, потеряв обшивку, балясины ограждений ярусов, декоративные детали.
Колокольню в Сакулинской, по мнению А.Б. Бодэ, «очень проста по конструктивному устройству и не столь выразительна по архитектуре», знаменитые звонницы этого типа в Ракулах, Кимже, Долгощелье и др. Но она была «уникальным памятником в силу того, что она осталась единственным сооружением типологически близким древним звонницам на столбах».
Исследователь отмечал особенности «географии распространения известных нам столбовых колоколен» и высказывает гипотезу о происхождении этого типа в русской архитектуре: «Наиболее развитые из них находились в приморских или расположенных недалеко от моря поселениях – в Ракулах, Долгощелье, Кимже. К этой же группе тяготеет и село Лявля. Конструктивно упрощенная звонница в Сакулинской удалена от моря, но находится на основном северо-русском торговом пути того времени.
Таким образом, на северных окраинах страны в непосредственной близости от моря мы находим ряд необычных для русской строительной традиции сооружений. Само собой напрашивается предположение об иноземных влияниях. Перечисленные русские столбовые колокольни имеют определенное сходство с аналогичными северо-европейскими постройками.
Во-первых, оно выражается в квадратной форме плана, независимо от количества столбов. Наиболее крупные северо-европейские колокольни имеют по периметру двенадцать столбов (по четыре с каждой стороны). Таковы колокольни в шведских поселениях Маттмар, Овикен, Троно и другие. Есть примеры шведских колоколен и с восемью столбами по периметру, подобно тому, как это было сделано в Ракуле, - в поселениях Вемдален, Хеде.
Во-вторых, для северо-европейских столбовых колоколен характерен небольшой уклон столбов к центру, точно такой же, как мы наблюдаем на колокольнях в Ракуле и Кимже. Нигде более в русском деревянном зодчестве подобный прием постановки столбов не встречается.
Заметим также, что шведские колокольни имеют между угловыми столбами по сторонам крестообразные раскосы. В точности такой же элемент мы обнаруживаем на звоннице в Сакулинской на западной стороне столбовой конструкции. Возможно, это случайное совпадение – строительная логика подсказывает одинаковые решения. Но может быть другие неизвестные нам северо-русские колокольни на столбах, построенные по подобию шведских, тоже имели аналогичные раскосы, последней репликой которых является деталь сакулинской постройки.
Учитывая вышесказанное, пока единственным объяснением особенностей северо-русских столбовых колоколен представляются северо-европейские влияния. Жители северных окраин России могли познакомиться с европейским строительным опытом в период активных торговых связей через северные моря во второй половине XVI – XVII вв.»
P.S. Наш читатель Михаил Ильин прислал нам сообщение с фотографией, из которого следует, что погибшая в Сакулинской столбовая звонница была, к счастью, не последней. Сохранилась схожая по конструкции (судя по фото - шестигранная) колокольня конца XIX - начала ХХ в. в Амбургском старообрядческом скиту, затерянном в лесах и болотах в 15 км к югу от Северодвинска.
Так что наш заголовок, видимо, следует читать: "Погибла предпоследняя..." Если, конечно, от этого легче.
Фото: poeziasevera.ru.