«Проблема не в том, что снесли, а – как». И почем
Вслед за признанием, что пусть и по ошибке, но все же по решению городского руководства, была снесена историческая ограда Троицкого кладбища, чиновники Красноярска не стесняются заявлять в открытую, что памятник был обречен на уничтожение и просто не были соблюдены процедуры, в чем и состоит ошибка. То есть не в утрате объекта культурного наследия ошибка, а именно – в действиях вне регламента. Подобный подход грозит дальнейшими утратами, которые, судя по всему, в мэрии надеются оправдать тем, что «все будет по закону».
Замглавы Красноярска и руководитель департамента градостроительства Олег Животов заявил журналистам в прямом эфире буквально следующее: «Стоит отметить, что основная претензия состоит в том, что не были соблюдены все регламенты и требования – в том числе по наличию научно-проектной документации, прошедшей экспертизу. Если бы в ее рамках эксперты оценили состояние и состав забора, то материалы в нем пришлось бы заменить на 80-90 %, чтобы восстановить его вид и исторический облик. Проблема не в том, что его снесли, а как – не был соблюден регламент и все согласительные процедуры».
Судя по фотографиям, забор совсем не выглядел ветхим на 80 %. И, признаться, Олег Животов не был ранее замечен в экстрасенсорных способностях, позволяющих предвидеть решения экспертов. Но его слова подтверждают решение и решимость снести часть объекта культурного наследия. Соблюдая формальности или не соблюдая – вопрос другой. Намерение уничтожить памятник – это уже тема для прокуратуры.
А Красноярская прокуратура выяснила, что в феврале 2019 г. специалисты краевой службы по государственной охране объектов культурного наследия отправляли главе города письмо со списком объектов культурного наследия. Среди прочих в письме был указан объект «Троицкий некрополь – памятное место». В ведомстве говорят, что информация была передана в управление архитектуры, но в департамент городского хозяйства не поступала. Тем не менее, по данным прокуратуры, департамент городского хозяйства имеет доступ к информационной системе, где были сведения о земельном участке, на котором расположен объект культурного наследия.
После проверки прокуратура внесла главе города представление об устранении нарушений законодательства и принятии мер по недопущению их впредь. В представлении поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Видимо, чтобы избежать ответственности, теперь чиновники говорят о том, что виноватых много: «Решение о подобных работах, о формировании бюджета и других задач не сводится к решению одной персоналии. Как минимум подписи нескольких людей стояли на тех или иных документах разных уровней. Перечень работ и программу подписывал бывший руководитель департамента горхозяйства Евгений Жвакин, а подписывал контракт и.о руководителя департамента Юрий Савин», – сказал вице-мэр Животов.
Коллективной ответственности никто не отменял. Если виноватых несколько, значит, и отвечать должны несколько человек – по степени вовлечения в деяние. Незнание и недопонимание не оправдывают вандализм. Памятник снесли за казенные 958 тысяч рублей. А государство ведь не выделяло денег на уничтожение объектов культурного наследия. Так что налицо нецелевое использование государственных финансов.
То, как будет решен случай с Троиким кладбищем в Красноярске, станет отличным индикатором и отношения к наследию, и к закону, и показателем «степени свободы» для других инвесторов, которые – может быть – тоже не будут чего-то знать… Или не захотят знать…