Разрушитель платит дважды
Рассказывая две недели назад об успехе борьбы краснодарских градозащитников за сохранение дома конца XIX века на улице Коммунаров, 108, мы упомянули о снесенном 4 июня 2019 года другом историческом доме на той же улице, под № 156. Он пал жертвой кампании по расчистке Краснодара от аварийного жилья. Несмотря на то, что имел статус ценного градоформирующего объекта и был внесен в предмет охраны исторического поселения, чьи регламенты заработали с 1 марта 2019 года.
Как выясняется, краснодарской мэрии не удастся ограничиться сожалениями.
Руководитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Роман Семихатский заявил 5 июля в СМИ, что снос дома № 156 – «это противоправные действия, направленные на разрушение предмета охраны исторического поселения. Сейчас мы готовим документы для понуждения Единой службы заказчика, которая осуществляла это мероприятие, по восстановлению исторически ценного и градоформирующего здания на улице Коммунаров, 156».
Как подчеркнул руководитель охранного госоргана, «мы будем требовать восстановления объекта как ценного градоформирующего на основании приказа (об утверждении регламентов и предмета охраны исторического поселения – Ред.), который носит нормативный характер. Он был доведен до администрации муниципалитета» (7 марта 2019 года).
В краснодарской мэрии теперь рассказывают, что решение о сносе было принято до вступления приказа в силу.
При этом в мэрии утверждают, что еще в 2018 году направляли в охранное Управление списки аварийных домов и просили проверить, нет ли у них исторической ценности. Управление категорически отрицает получение такого письма. Во избежание дурных последствий сейчас городская администрация направила Роману Семихатскому полный перечень ветхих и аварийных домов, как расселенных, так и стоящих в очереди. В перечне 97 домов, 21 из которых уже расселен, а 22 – в завершающей стадии расселения. "Возможно, среди них есть кандидаты в объекты культурного наследия, также нам нужно точно знать, какие здания являются градоформирующими, чтобы обеспечить их сохранность. Рассчитываю, что... мы получим исчерпывающий ответ от экспертов", – пояснил глава администрации Краснодара Евгений Первышов.
Не вполне понятно, конечно, зачем мэрии специальные разъяснения и письма, если в приложениях к вышеупомянутому приказу краевого Управления госохраны все ценные градоформирующие объекты и элементы предмета охраны исторического поселения перечислены.
В мэрии, однако же, не отрицают необходимости восстановления снесенного дома, но отмечают, что неясно, какие «процессуальные действия» нужно для этого совершить, в какие сроки дом нужно восстановить. И самое главное, откуда взять денег на восстановление.
Роман Семихатский, со своей стороны, отметил: «Мы собираем документы, чтобы организовать эту процедуру совместно с городом. Если они не знают процедуру, то мы ее вместе с ними отработаем».
По информации кубанских СМИ, снос дома начала ХХ века на улице Коммунаров, 156 совершила компания «ГК Кубань-Демонтаж» по госзаказу подведомственной мэрии Единой службы заказчика. По тому же контракту, заключенному 13 мая 2019 года, должны были снести еще два ценных исторических здания: № 89 по улице Красной и № 56 по улице Ленина.
Что ж, если краснодарскую мэрию и в самом деле принудят к восстановлению исторически ценного градоформирующего объекта, это будет неплохим прецедентом. В первую очередь, с экономической стороны: незаконный снос приведет к удвоению издержек. Придется тратиться сначала на разрушение, а потом на восстановление снесенного. Понятное дело, деньги бюджетные, а не личные, но все же и бюджет у муниципалитета не резиновый. Про негативный общественный резонанс нечего и говорить.
Разрушитель платит дважды.
Хотя по справедливости, конечно, здесь нужны и персональные санкции против принимающих незаконные решения. Свой карман-то они точно будут оберегать.
Фото: общественное движение «Помоги городу»