Реставрация не поспевает за пожарами
Ярославская область: Пошехонье потеряло красивейший памятник
1 июня область потеряла замечательный памятник деревянного зодчества – дом купца Воронцова XIX века в Пошехонье.
«Просто проклятие какое-то! Всего 12 дней назад фотографировали этот дом, любовались чудом сохранившимися фигурами животных на пропильном декоре...» - написал в группе «Неизвестная провинция» ее администратор – Михаил Ильин.
А вот что сообщает МЧС: возгорание произошло на площади 144 квадратных метра. Здание уничтожено полностью. За соседние постройки пришлось побороться - они не пострадали.
Подробности приводят местные СМИ:
«По неизвестной пока причине загорелась старинная усадьба. Огонь быстро охватил деревянное здание. "Сейчас рухнет крыша", - только и выкрикивали из толпы очевидцы. Но были и те, которые готовы тушить пожар своими силами.
- Радует, что у нас в Пошехонье есть небезразличные к чужому горю люди, готовые прийти на помощь, - пишут очевидцы в группе "Город Пошехонье". - Вот и вчера житель города Алексей помогал тушить пожар без экипировки, в обычной одежде, находился вблизи огня, рискуя жизнью. Спасибо ему за то, что не остался в стороне».
Конечно, версия поджога тут же всплыла в обсуждениях, хотя в данном конкретном случае такой поступок выглядит слишком рискованным: усадьба Воронцова – один из основных памятников Пошехонья, расположен на центральной улице, есть там много других построек – потенциальных объектов «подсечно-огневого» градостроительства…
А вот ситуация в Татарстане – увы – если и не дает прямых доказательств поджога, то все равно практически не оставляет в том сомнений.
Фото: Пожар дома на ул. Карла Маркса, 31
Татарстан: выжигают Полукамушки
Исторический район Полукамушки города Зеленодольска горит со скорость полтора дома в сутки: за неделю там не стало пяти домов.
«То, что уже расселенные дома, находящиеся по соседству с не расселенными, внезапно загораются, настораживает. В Зеленодольске уже не первый раз внезапно, ни с того ни с сего загораются здания, соседствующие с домами в которых живут люди, не желающие переезжать, — заметил гардозащитник Дмитрий Егоров. - Уже и речи о случайном возгорании быть не может. Я считаю, что это целенаправленное уничтожение памятников архитектуры».
Историческое ядро Зеленодольска строили для инженеров Волго-Вишерского акционерного общества (будущего завода им. Серго) в конце XIX — начале XX века. Микрорайон из двух десятков домов (первый этаж из кирпича, второй — из рубленого бревна, отсюда и название «Полукамушки») располагается на пятачке у городского рынка. Объекты находятся в аварийном состоянии.
Активисты сделали интерактивную карту бедствия с описанием утрат и всех обстоятельств и пришли к неутешительному выводу: противопожарные меры «на упреждение» никто принимать не собирается, сгоревшие дома считают неценными, статус достопримечательного места в центре города явно кому-то мешает…
И если предложения рабочей группы по реновации Полукамушков так и остаются невостребованными уже два года, то вот новое строительство двигается вполне себе быстрыми темпами.
В среду, 29 мая сгорели сразу два дома - №13 и №11 в Красном переулке. Затем, в пятницу, 31 мая вспыхнул дом №31 на улице Карла Маркса – это четвертая линия Полукамушков. В воскресенье, 2 июня загорелись №16 и №14 в Красном переулке. Во всех случаях гибли пустующие аварийные дома. Накануне пламя грозило перекинуться на один из немногих жилых, хозяйке – Зайтуне Коротковой, стало плохо. Соседи наскоро вынесли вещи из комнат, но пожарным, к счастью, удалось остановить пламя. Если прибавить к пяти сгоревшим домам недели остальные пропавшие, получится портрет тающего исторического квартала. С момента получения охранного статуса в Полукамушках сгорели восемь домов.
Вот как прокомментировала ситуацию урбанист Марья Леонтьева:
«Это крепкие дома конца предпредыдущего века, частично аварийными в них после повторной экспертизы были признаны деревянные пристрои с туалетами и лестницами. В 2016 году мы делали исследование и предложение по их оживлению с сохранением жилья и тех, кто ещё остался жить в домах. Подразумевалось, что здесь будет общественный центр города, а уже расселенными дома получат инвесторов под конкретные функции. Охранный статус появился у квартала тогда же. Проект был представлен президенту республики. Как и многие другие дома, эти были включены в список аварийных, и жители должны были быть расселены согласно существующему, драконовскому регламенту, при выкупе их собственности по цене 11022 р за метр, и в случае отказа расселены по решению суда. В федеральном законе расселение происходит в аналогичные по метражу квартиры, в том же районе со всеми удобствами. Дома перешли по расселению в собственность Госжилфонда или муниципалитета. Значит на них и ответственность за сохранность имущества.
Говорят, что дома подожгли бомжи, опять в середине буднего дня. Я в это не верю и мне горько. Сохранять наследие и историческую среду может только воля, политическая и общественная. Там воля есть только у жителей и правозащитника похоже. Я не знаю, что делать в этой ситуации, чтобы остановить выжигание и наберётся ли достаточно людей, чтобы нести вахту вокруг оставшихся Полукамушков. Будем ждать последует ли от Комитет Окн заявление и взыскание в соответствии с законом в адрес собственника наследия, который допустил возгорание».
Заявление от комитета последовало лишь по запросам отдельных редакций СМИ, в том числе, «Казанского репортера»: «Исторический квартал «Полукамушки» в г.Зеленодольск является достопримечательным местом, объектом культурного наследия муниципального значения. Его строили для инженеров Волго-Вишерского акционерного общества (будущего завода им. Серго) в конце XIX — начале XX века. Председатель Комитета РТ по охране культурного наследия Иван Гущини Глава Зеленодольского района Александр Тыгин неоднократно встречались с потенциальными инвесторами. Прорабатывается решение о передачи этих объектов инвесторам».
Справедливости ради отметим, что недавно в Зеленодольске стартовали работы по реконструкции первой линии исторического квартала, состоящей из 8 полукаменных «французских» домов на улице Энгельса, построенных в XIX веке. Всего исторических зданий 26, но только 8 из них признали объектами культурного наследия.
Последствия и успехи – как говорится – налицо: от Полукамушков такими темпами скоро камня на камне не останется…
Фото: Елена Кашкабаш, "Наступление на наследие", Антон Райхштаг, "Казанский репортер"