Саморазрушение Тверской области
В Кимрах случилось ЧП – в общем-то давно ожидаемое, которое вполне можно было предотвратить, но никто к тому не стремился, ибо к подобному в Тверской области, видимо, уже попривыкли.
В ночь на 11 ноября обрушился парадный фасад Гостиного двора начала XX века - визитной карточки города, регионального памятника, настоящего мученика, которого истязали прилюдно и долго. Было известно, что владеет памятником компания «Стройпрогресс», но никто этому «прогрессу» своевременно не воспрепятствовал.
Сообщается, что тут же была создана специальная комиссия по поручению губернатора Игоря Рудени. В ее состав вошли представители Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, ГУ МЧС России по Тверской области и сотрудники администрации города Кимры.
Комиссия уже побывала на месте ЧП. Как сообщил начальник Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Михаил Смирнов, в настоящее время принимаются меры по обеспечению безопасности на объекте. Прежде всего, речь идет о закрытии доступа к зданию Гостиного двора по его периметру. Полицией будет усилено патрулирование.
По словам Смирнова, собственник Гостиного двора не исполнял охранных обязательств, возложенных на него законом: «В связи с этим пришлось пойти на исключительные меры – изъять из собственности недобросовестного пользователя это имущество. Принято соответствующее судебное решение».
Как рапортует сайт Правительства Тверской области: «В настоящее время по решению Арбитражного суда Тверской области завершена процедура изъятия Гостиного двора у недобросовестного собственника, который не выполнил охранные обязательства по проведению восстановительно-реставрационных и ремонтно-реставрационных работ, что в итоге привело к обрушению части фасада здания. Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области подготовлена необходимая документация для проведения публичных торгов по определению организации, которая займется восстановлением Гостиного двора. Ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.
«Обязательным является условие охранного обязательства, которое предусматривает полное восстановление данного объекта», – подчеркнул в разговоре с журналистами Михаил Смирнов.
Мера по изъятию, конечно, важная, но выглядит чересчур запоздалой и странно совпавшей по времени с обрушением. Почему ждали столько лет? И как-то слабо верится в то, что изувеченный памятник ждет счастливая судьба – если уж целый и живой уберечь не смогли.
Ну а что касается специальной губернаторской комиссии по случаю обрушения культурного наследия, то в Тверской области ей уже впору становиться постоянно действующей: такую уже создавали, когда рухнула часть Речного вокзала. И тогда тоже звучали обещания о восстановлении, недопущении впредь и проч…
Все становится привычным, а последовательность действий – отработанной, как у похоронной команды. А недавнее обрушение храма в Ранцеве Селижаровского района – так и вообще прошло не замеченным официальными инстанциями.
Досье: Торговые ряды и Гостиный двор в Кимрах были построены на месте более ранних торговых помещений в два приема: в 1909 году построены торговые ряды (или так называемые "новые ряды"), а в 1913-1914 годах к востоку от них появилось монументальное здание Гостиного двора.
Основой архитектурной композиции Гостиного двора являлась центральная входная арка и завершение третьего этажа высоким чердаком в форме «палатки». Чердак был покрыт тонкими, слегка отбортованными пластинами листового железа. Окрашенные в белый и темный цвета, они создавали своеобразный «шашечный» узор, что заметно оживляло общую композицию. Считается, что при постройке Гостиного двора использовался образ Верхних Торговых рядов на Красной площади в Москве архитектора А.Н. Померанцева. По замыслу заказчиков, двухэтажные каменные корпуса образовывали замкнутый прямоугольник. Внутренний двор по примеру Пассажа Солодовникова в Москве должен был перекрываться дугообразной застекленной кровлей. Ее проектирование было поручено известному инженеру И. Шухову, но началась Первая мировая, в здании развернули военный госпиталь. Стройка была приостановлена.
Фото: Вести-Тверь