Шесть церквей и монастырь сняты с госохраны

Шесть церквей и монастырь сняты с госохраны

06.02.2021
Шесть церквей и монастырь сняты с госохраны

Не всегда, конечно сбывается поверье: как Новый год встретишь – так его и проведешь. Но вот Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области встретило 2021 год суровым приказом № 1 от 11 января – от отказе во включении в Единый госреестр памятников России сразу семи выявленным объектам. Соответственно, из списков выявленных они тоже исключаются.

Эти объекты – шесть сельских храмов и монастырь. Вот их список.

1. Церковь конца XIX в. – Большеглушицкий район, с. Малая Глушица;

2. Церковь конца XIX в. – Большеглушицкий район, с. Тамбовка;

3. Церковь начала XIX в. – Большечерниговский район, с. Большая Черниговка, ул. Чапаевская;

4. Религиозный и общественный центр села (комплекс) конца XIX – начала XX в. – Красноармейский район, с. Колокольцовка;

5. Монастырь (комплекс) начала XIX в. – Красноармейский район, с.Монастырское;

6. Религиозный центр села (комплекс) второй половины XIX в. – Нефтегорский район, с. Верхнесъезжее;

7. Церковь XVIII в. – Шенталинский район, с. Крепость Кондурча.

По нынешним временам список этот выглядит странновато – нет даже посвящений храмов, названия монастыря. Однако так был составлен утвержденный областными властями еще в мае 1993 года Перечень выявленных памятников истории и культуры.

Что происходит? Неужто Самара возвращается к методам конца 2000-х – начала 2010-х годов, когда с госохраны в течение нескольких лет было снято более 600 выявленных объектов, а Центральный Совет ВООПИК обращался в Минкультуры РФ по поводу «необоснованности и сомнительности» этих решений региональных властей? 

На поверку выходит – нет. Во включении в госреестр отказывают утраченным памятникам, большинство которых не существовало уже к моменту внесения в перечень выявленных. Зачем их туда включали в начале 1990-х –сегодня трудно установить.

Андрей Кочетков, основатель самарского, а затем и Всероссийского «ТомСойерФеста», сообщил нам, что объезжал некоторые из перечисленных объектов в ходе мониторинга летом 2020 года. Церкви в Малой Глушице, Тамбовке и Крепости Кондурча не сохранились, причем первые две разрушены еще в 1930-е годы. В Колокольцовке мониторщики обнаружили «руинированную историческую церковь, частично используемую», в Большой Черниговке и Верхнесъезжем – новые храмы, а села Монастырское и вовсе не нашли.

На официальном сайте Управления госохраны памятников Самарской области можно отыскать несколько актов «отрицательных» историко-культурных экспертиз по выявленным памятникам из отказного списка, выполненных по заказу госоргана осенью 2020 года.

Почитаем. Экспертиза по храму в Малой Глушице: «По зарегистрированному адресу места расположения указанного выявленного объекта культурного наследия… церковь конца XIХ века не выявлено. Здание церкви не сохранилось… В настоящее время на этом месте установлен поклонный крест».

Табличка на этом кресте гласит, что здесь была церковь Архистратига Михаила.

MGlush.jpg

Крест на месте утраченного храма в Малой Глушице

Экспертиза по храму в Тамбовке: «Церковь конца XIX века не выявлена. Здание церкви не сохранилось… Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области, содержит информацию об утрате объекта».

Поблизости от от места первоначальной церкви в 2006 г. построен новый Казанский храм.

tambovka.jpg

Новый храм в Тамбовке

В Большой Черниговке также нет и следа деревянной церкви с колокольней, построенной в 1853–1865 годах. Известно, что она была закрыта в начале 1930-х. В 2010–2014 гг. в селе построен новый каменный храм.

BChernig.jpg

Современный храм в Большой Черниговке

Экспертиза по церковному комплексу в Колокольцовке  гласит, что «религиозный и общественный центр села (комплекс) конца ХIX – начала ХХ вв. не выявлен… До начала 30-х гг. в с. Колокольцовка действительно существовала православная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. После закрытия ее использовали в качестве зернохранилища, а впоследствии здание разрушилось окончательно. Точное местоположение церкви установить не удалось. В настоящее время на месте предполагаемого общественного центра села располагается одноэтажное кирпичное нежилое здание. В 2012 г. на месте церкви был установлен поклонный крест… В настоящее время силами местных прихожан на месте церкви возведена часовня, которая возможно станет полноценным храмом».

А вот самарские градозащитники считают, что деревянная церковь, построенная в 1849–1851 гг., частично сохранилась. В 2017 году в ней рухнула кровля, после чего уцелевшую часть здания отделили от руинированной и устроили в ней часовню. Кроме того, сохранился дом священника, в котором работала школа. Так что «религиозный и общественный комплекс», по этой логике, нельзя считать полностью утраченным.

kolokol1.jpg

Дом священника в Колокольцовке

kolokol2.jpg

Памятный крест и руины деревянного храма в Колокольцовке

Несколько загадочна история с монастырем в селе Монастырском (ныне поселок Монастырский). В историко-культурной экспертизе говорится, что сведений о нем нет ни в краеведческой, ни в исторической литературе. Остальные выводы знакомы: объект не обнаружен, руин не видно, Архивные чертежи и фотографии не сохранились. И даже «точное местоположение выявленного объекта культурного наследия установить не удалось».

mon.jpg

Современный вид села Монастырского

Как объект при такой проработке вопроса попал в списки выявленных – загадка. В изданных каталогах русских монастырей конца XIX – начала ХХ века в Николаевском уезде Самарской губернии также не обнаруживается обитель, которую можно было бы «привязать» к местоположению современного поселка, к селу Монастырскому или соседней Павловке. Возможно, запись в перечне выявленных объектов 1993 года имела в виду Чагринский монастырь в близлежащем поселке Кировском – тоже снесенный, но ныне возрождаемый.

В селе Верхнесъезжем строится новый храм Петра и Павла.

Село Крепость Кондурча – место земляной крепости XVIII столетия. Очертания ее валов и бастионов до сих отчетливо видны с воздуха.

kondurcha.jpg

Земляная крепость в селе Крепость Кондурча

А вот экспертиза по храму неутешительна: церковь не выявлена, руины не сохранились, уже в перечне 1993 года объект был указан утраченным. Та же история и с колокольней, которая в перечне выявленных объектов почему-то значилась отдельным пунктом.

Что ж, в Самарской области довольно интенсивно идет работа по сверке списков выявленных памятников памятников с суровой действительностью.

В конце 2020 года, правда, СМИ региона сообщали, что госзакупки на проведение экспертиз объектов культурного наследия приостановлены: «В связи с распространением коронавирусной инфекции в регионе, финансирование пришлось сократить. Соответственно, Управление было вынуждено приостановить и закупки, по результатам которых проводились историко-культурные экспертизы».

Как сообщается, за пять лет Управление провело 332 экспертизы выявленных объектов, из них в 2020 году – более ста. «На текущий момент в Самарской области из 1613 объектов, имеющих статус культурного наследия, выявленными считаются 850».

Эту статистику любопытно сравнить с недавней. Напомним, что в 2008–2013 гг. список выявленных объектов культурного наследия Самарской области был сокращен с 1765 до 414. Число объектов регионального значения при этом увеличилось с 539 до 932. Однако в 2013–2014 гг. и этот список сократили до 288 пунктов.

Сейчас на сайте самарского Управления госохраны памятников опубликованы десятки эспертиз, по которым госорган уже принял или будет принимать решение о включении либо не-включении в Единый госреестр. Самарские градозащитники отмечают, что памятников, давно существующих только на бумаге, в области много.

Так что и новые приказы о снятии с госохраны неизбежно появятся.

Заметим, что исчезает это наследие практически неизученным – даже в научных историко-культурных экспертизах нет ни описаний, ни даже фотографий утраченных объектов.

Заглавное фото: пейзаж в поселке Монастырский Самарской области

На главную