Суд уполномочен уничтожить
26 марта 2019 года в Уфе снесено одно из старейших зданий города – Полежаевский пансион 1830-х гг. на улице Карла Маркса, 8. До декабря 2018 года он имел статус выявленного объекта культурного наследия, но был «разжалован».
Об угрозе сноса этого здания и о судебных тяжбах вокруг него наш сайт рассказывал в 2019 году дважды – в материалах «Суд уполномочен исключить» и «Суд уполномочен сохранить». Увы, сегодня мы завершаем трилогию сообщением о сносе памятника.
Как сообщают местные СМИ, для уничтожения Полежаевского пансиона был выбран самый подходящий момент: «Большинство журналистов и общественников, как правило, первыми реагирующие на снос дореволюционных особняков, были заняты разъездами с членами президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (в эти дни проводящего выездное заседание в Башкортостане – Ред.). В те минуты, когда ковш экскаватора ломал особняк, через квартал, в Конгресс-Холле, проходило одно из мероприятия СПЧ».
Уфимские СМИ приводят мнения горожан: «Полежаевский пансион снесли! О боже, какая огромная утрата! Одно из старейших зданий города отправили под ковш! И все ради чего? Газона» (Эльдар Камалтдинов); «Привлекаем туристов, но не в город, а в горы. Какие у нас достопримечательности? Горы, лошади, юрты, пчелы и кумыс. Еще некоторое время назад у меня был возле этого здания свой соловей, эх... Когда уже прекратится эта борьба с памятью?» (Эльвира Ахметова).
От всех прочих случаев уничтожения памятников ради новостроек гибель Полежаевского пансиона отличают два обстоятельства. Первое – охранный статус был с него снят по решению суда (Арбитражный суд Башкортостана). Второе – истцом по этому неприглядному делу тоже был суд (Верховный суд Башкортостана). Участок, занимаемый памятником, потребовался для строительства новой входной группы в резидентцию башкортостанского верховного правосудия. Суд суду не отказал.
Напомним, что арбитражный суд признал 28 декабря 2018 года недействительными два приказа региональных органов охраны наследия в включении Полежаевского пансиона в перечень выявленных памятников; приказ об утверждении границ и режима использования его территории; а также постановил снять с земельного участка «ограничения, связанные с нахождением на земельном участке объекта культурного наследия».
Так были уничтожены все препятствия к новому строительству на месте памятника. При этом в судебном решении Верховный суд республики был приравнен к застройщику-предпринимателю: «Оспариваемые приказы затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности».
Башкультнаследие – Управление охраны памятников Башкортостана – до известного предела боролось за законность своих приказов и за памятник. В январе 2019 года оно опубликовало эскизы проекта реставрации Полежаевского пансиона. А в феврале подало жалобу в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Челябинске. Дело должно было слушаться 19 марта.
Однако в этот самый день Башкультнаследие отозвало жалобу, и никакого объяснения причин этого не последовало до сих пор.
По нашей информации, Башкультнаследие до самого последнего момента не помышляло о капитуляции. Его представители даже прибыли в Челябинск для участия в судебном процессе. Надежды на победу были основательны: охранный госорган только что выиграл в Восемнадцатом апелляционном суде практически аналогичное дело по дому Шепелевых в Уфе, который также был в декабре 2018 года лишен статуса памятника Арбитражным судом Башкортостана.
Никакого другого объяснения внезапному «отступничеству» Башкультнаследия от Полежаевского пансиона, кроме прямой команды по административной линии, невозможно предположить. Судя по всему, Верховный суд Башкортостана решили спасти от судебного поражения.
Но это медвежья услуга. 26 марта 2019 года войдет в историю как черный день башкирского правосудия – день, когда оно одержало победу над культурным наследием.
Досье: Полежаевский пансион до 26 марта 2019 года было одним из немногих сохранившихся первых каменных зданий Уфы. Здание было отделано в стиле классицизма. В 1876–1889 гг. здесь находился Полежаевский приют для бедных воспитанников гимназии (назван в честь бывшего председателя Попечительского комитета о бедных Петра Полежаева). Впоследствии в здании находились богадельня, детские и медицинские учреждения, губернская Пастеровская станция.
Во второй половине XX века здание служило жилым домом, который был расселен в 2006 году.
Иллюстрации: Д. Колпаков; Башкультнаследие