Тихий погром малых городов
Пока общественные активисты обсуждают с Президентом РФ, как реформировать систему охраны наследия и сохранить памятники и историческую среду российских городов, власти этих городов продолжают их планомерное уничтожение. В крайнем случае – не противятся ему.
Снос татарской усадьбы в Касимове
С утра 18 мая в Касимове (Рязанская область) шел снос татарской городской усадьбы XIX века на улице Нариманова, 32, включавшей кирпичные одноэтажный главный дом и превосходные ворота. Об этом сообщил в социальной сети советник губернатора Рязанской области Андрей Филиппов. По его словам, «причина сноса банальная - под строительство магазина «Пятерочка», то есть на месте старинной усадьбы хотят возвести ангар».
Усадьба была включена экспертами в список ценных градоформирующих объектов в разрабатываемом проекте режимов и градрегламентов исторического поселения в Касимове. Увы, историческое поселение будет жить впредь без этого исторического объекта: к середине дня была снесена задняя часть дома, а к вечеру 18 мая со зданием было покончено.
Обращения защитников дома к губернатору Николаю Любимову, в правительство региона, прокуратуру, региональную Инспекцию по охране памятников и даже к советнику Президента РФ Владимиру Толстому результата не принесли. На место приезжали представители городской администрации и полиции, снос приостановили, но ненадолго.
Как касимовские руководители могут одновременно считать свой город историческим поселением и допускать в нем сносы исторической застройки? Неужто у них – раздвоение сознания?
Угроза «Синему дому» в Кондрове
Весьма вероятно, нечто подобное вскоре повторится в Калужской области. В городе Кондрово администрацией намечен снос деревянного дома (около 1900 г.; перестроен в 1940-х гг.) для семейных рабочих компании Говарда, он же «Синий дом».
Тревогу забили в начале мая активисты регионального отделения ВООПИК. Анна Алешникова рассказала журналистам, что в апреле на областном архсовете «Синий дом» сочли недостойным статуса памятника, а в мае его собираются ломать.
И это при том, что известный искусствовед, куратор Калужской области в редколлегии Свода памятников архитектуры России Екатерина Шорбан дала по «Синему дому» экспертное заключение: «Представляет большую историко-архитектурную ценность. Это по существу единственный сохранившийся в Кондрове пример деревянной архитектуры социального прифабричного жилища конца XIX – начала XX вв. Считаю, что здание заслуживает присвоения статуса объекта культурного наследия регионального значения».
Председатель Совета Калужского отделения ВООПИК Владимир Кобзарь пишет, что дом Говарда может стать жертвой очередной кампании бессмысленного благоустройства: «На очереди еще одна жертва благоустройства – «Синий дом». Он призван аварийным (!!!) и расселен… Людей, конечно, из ветхого жилья (а дом именно ветхий, а не аварийный) нужно расселять. Но зачем сносить дом? Есть и варианты другого решения вопроса. Увы, такие варианты не рассматриваются! Так что же будет на месте этого дома? «Музейный сквер!» – гордо говорят чиновники. А что в их понимании сквер? Четыре лавочки по социальному варианту и два фонаря?..»
Доказав совместно с сотрудниками районного краеведческого музея, что «Синий дом» вовсе не является постройкой начала 1950-х, но сохраняет аутентичное ядро 1900 года, активисты калужского ВООПИК настаивают на его сохранении: «Мы уверяем, что дом не является аварийным (если нужно – готовы провести техническую экспертизу). По визуальному осмотру в его конструкции не обнаружено гнилых и поражённых плесенью бревен. Дом стоит на прочном фундаменте из известковых пород. Возле дома планируется создать общественное пространство с музейным сквером, сделать уличные экспозиции, сделать маленькую камерную сцену для выступлений, обустроить место отдыха для детей дошкольного возраста и родителей… Общественная организация «Наше Наследие» имеет планы сохранить «Синий дом», чтобы на первом этаже разместить театральную студию, собственный офис и представительства еще нескольких НКО, на втором этаже разместится общественный музей с экспозициями по этнографии, истории сельского хозяйства и реконструкции квартиры семейного рабочего бумажной фабрики. Добавим: без привлечения бюджетных средств. Дом будет закрывать сквер от дороги, приглушать звуки, создавать уют и камерность пространства… Будет звучать музыка! Будут приходить люди! Будет жизнь! Но почему за это нужно бороться?»
«Наша задача – сохранить уникальность города Кондрово, сохранить историческую жизнь в центре города, – заключает Владимир Кобзарь. – Ведь когда то центр города жил… А теперь гуляет ветер и живут машины на стоянке, а после 18-00 площадь превращается в пустырь, который начал пожирать соседние пространства. Уже исчез дом Кайяца, теперь на очереди уничтожение «Синего дома»…. Дома сносятся, на их месте образуются пустыри.. Из этого места исчезает жизнь. Исчезает историческая память этого места».
Фото: Андрей Иванов, Анна Алешникова