Взятие Арского городка

В Казани рушат экскаваторами последние уцелевшие здания комплекса Арских казарм (Октябрьского городка) начала ХХ века. Снос начался 6 марта с дома № 1/15.
Три корпуса некогда обширного комплекса казанские градозащитники, казалось, отстояли от сноса в феврале–марте 2015 года, несмотря на отсутствие у зданий охранного статуса. «Хранители Наследия» рассказывали тогда и о ходе градозащитной баталии, и о петициях в адрес республиканского руководства, которые подписывали даже жители европейских городов.
Компромисс-2015 был найден по формуле: девелопер сохраняет «фасадную линию» домов, а за ними (на месте других зданий городка) строит свой вожделенный высотный жилой комплекс «Арт-Сити»..
Но вот прошло четыре года, и казанцы пишут в соцсетях: «Прямо сейчас компания «Унистрой» под покровом ночи, как настоящие преступники, уничтожает историю Казани. Дореволюционные здания гибнут под ковшами экскаваторов во имя бетонных муравейников».
Снос идет несмотря на то, что здания военторга и детского сада (уничтоженные ранее) были включены в границы исторического поселения и наделены статусом ценных градоформирующих объектов.
Олеся Балтусова, помощник президента Татарстана Рустама Минниханова по вопросам сохранения культурного наследия, с горечью говорит журналистам: «Мы пытались защитить исторические здания Арских казарм от сноса. Но жители Октябрьского городка толпами приходили к нам и требовали, чтобы мы прекратили это делать, потому что они хотят, чтобы их дома снесли, а их самих расселили в новые дома «Унистроя». Мы хотим, говорили они, жить в благоустроенных квартирах, а не в зданиях, которые представляют собой историческую ценность, но совершенно непригодны для жилья. У нас хранятся их коллективные письма. Что мы могли сделать в такой ситуации?»
Зампредседателя регионального отделения ВООПИК Фарида Забирова подтверждает: «Это наш проигрыш».
Пресс-служба казанской мэрии напоминает градозащитникам, что инвестор расселил в сносимых домах около 50 квартир, причем жильцы 46 из них в 2016 году просили главу Татарстана запретить вносить их дома в списки объектов культурного наследия.
Председатель республиканского Комитета по охране культурного наследия Иван Гущин тем временем заявляет в СМИ,что снос незаконен: комитет 4 марта вынес застройщику предписание о приостановке строительных работ, поскольку в феврале 2019 года дома №№ 1/2, 1/13 и 1/15 внесены в список «объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия». До 20 мая 2019 года, когда должен быть решен вопрос об их исторической ценности, дома ломать нельзя, однако девелопер с легкостью продемонстрировал, что можно.
Представители застройщика обещают теперь, что здания детского сада и военторга будут воссозданы «примерно в 150—200 метрах от предыдущей локации», с «максимальным использованием исторических материалов», для чего якобы сохранен даже подлинный кирпич снесенных зданий. Но казанских градозащитников не обманешь: Фарида Забирова напоминает, что при сносе не делали ни обмеров, ни чертежей, кирпичи не маркировались. Да и зачем восстанавливать градообразующий объект в глубине квартала, где он потеряется среди многоэтажек?
Мы же можем только напомнить мысль, высказанную в интервью «Хранителям Наследия» известным европейским экспертом Федерикой Росси: сознание народа сильнее законов о наследии. Правда, Федерика Росси имела в виду свою родную Италию: общественное сознание, требующее сохранения национального наследия, и определило появление соответствующих законов, и руководит действиями государственных органов.
В России эта формула тоже работает. Увы, результат диаметрально противоположный.
Фото: Леонид Абрамов