Январские утраты
Начинаем вести скорбный счет 2018-го.
Тверь: два дома за один раз
В первых рядах мартиролога нового года – два деревянных дома конца XIX века в Твери по улице Симеоновской, №№ 71 и 73. Оба снесены после 25 января. Оба включены в справочное издание «Памятники архитектуры Тверской области».
На сайте градозащитного движения «Тверские своды» они уже перенесены в «Черный список» с соответствующим комментарием:
«Дома числились до 2000-х годов объектами культурного наследия (выявленными). Снятие с них этого статуса прошло не замеченным общественностью, по-видимому, в связи с закрытостью в тот период, на рубеже 2010-х годов, экспертиз и всей подобной деятельности. Очевидно, заказчиками выступали сами жильцы, не слишком дорожившие своими уникальными домами. Со снятием статуса здания постепенно пустели и разрушались. Надо сказать, что сигналы о желании снести эти дома к градозащитникам поступали регулярно. Однако одновременно же появлялась информация о том, что те или другие коммерческие организации готовы взять их для реконструкции под офисы или кафе. В итоге, очевидно, застройщик решил не возиться с ветхой недвижимостью. Окончательно дома снесены в самом конце января 2017 года».
Оба дома были напоминанием об исторической среде бывшей Мещанской слободы. Туда частенько наведывались туристы, так как некое, пусть и слабое, подобие ансамблевости застройки - сохранялось.
Дом №71 отличался интересным крыльцом с шатровым верхом, декором наличников, оригинальными элементами из металла. Внутри сохранялись русские и голландские печи, тянутые штукатурные карнизы, лестницы и т.д. Со двора дом окружала крытая застекленная веранда над лестницей. Дом был затянут сеткой в связи с акцией по переносу олимпийского огня в 2013 году. С этой сеткой он так и погиб.
Что касается второго дома (№73), имевшего в старом списке памятников наименование "дом Морозовой", он в целом был аналогичен дому №71. Его отличительным признаком были редкостные (едва ли не последние в Мещанской слободе) деревянные ворота, современные дому. И навес над крыльцом - типовой для Мещанской слободы, но в деталях разный на каждом доме. Дом имел такие же тонкой работы входные двери, печи в интерьере, лестницы и штукатурную отделку комнат второго этажа.
Новая Ладога: сгорел, но не до конца
Ну а 21 января с Новой Ладоге горел старинный деревянный дом - бывший жилой флигель купцов Мухиных (пр. Карла Маркса, д.52а). В 2016 году он получил статус объекта культурного наследия регионального значения.
О происшествии сообщили участники движения "Живой город". Они рассказали, что это не первый пожар. Так, прошлым летом здесь горел соседний памятник - дом Агаповой на пр. Карла Маркса, 18.
Дом купцов Мухиных вместе с соседним домом 52 составляет редкий образец комплекса купеческой усадьбы, сохранившей жилой дом и флигель. И, по мнению экспертов, является градостроительной средой для расположенного на противоположной стороне комплекса Климентовской церкви. Как и большинство других деревянных памятников в Новой Ладоге, дом был полностью расселен и заброшен в прошлом году.
По сообщению новоладожских краеведов, пожар произошел, вероятно, в воскресенье вечером. Но и на следующий день дом стоял в сосульках и продолжал дымиться. Пожарным удалось спасти большую часть конструкций здания. Однако, как показывает пример с домом Агаповой, принимать меры к сохранению памятника в таких ситуациях оказывается некому.
Недавно в Новой Ладоге на всех домах-памятниках появились информационные таблички с предупреждением об ответственности за их повреждение. Верите ли вы, что это заклинание сработает?
Фото: Тверские своды, Живой город