Чемпионат России по утратам

Чемпионат России по утратам

10.09.2019
Чемпионат России по утратам

Нижний Новгород, Уфа и Вологда не отстают от Москвы

«Хранители Наследия»

На снос исторического дома в столичном Преображенском тут же откликнулись адепты вандализма в российских провинциях. В этом печальном чемпионате страны по утратам они не желают пропускать Москву в лидеры. 

Нижний Новгород: усадьба Соколовой перестала быть усадьбой

Вечером 8 сентября 2019 года в центре Нижнего Новгорода, на Ошарской удице, 10, строительной техникой был разрушен флигель 1860-х годов (см. заглавное фото) в усадьбе коллежской советницы Н.П. Соколовой. 

nn12.jpg

«Эта усадьба, – пишет в соцсети координатор нижегородского «СпасГрада» и аттестованный эксперт Минкультуры РФ Анна Давыдова, –  один из немногих комплексов, сохранившихся в центре мегаполиса вместе с большинством хозяйственных вспомогательных построек. Была. Комплекса уже нет. Сейчас самое важное – спасти главный усадебный дом, потому что он, как оказалось, не имеет статуса объекта культурного наследия с 2011 года». 

По словам Анны Давыдовой, «Несмотря на то, что флигель не имеет статуса памятника архитектуры, согласно действующим региональным нормативно-правовым актам, его снос мог быть осуществлен только по согласованию Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области после архитектурных обмеров.По моим данным, такое согласование никому не выдавалось. Значит, налицо административное правонарушение. Интересно,был ли ордер на снос от АТИ? Вот это главный вопрос о дружественном и конструктивном – или не очень – взаимодействии городской администрации с градозащитниками».

nn11.jpg

Градозащитник Станислав Дмитриевский, который сразу известил о сносе областное Управление госохраны памятников, добавляет: «Они согласование на снос не давали, хотя у них собственники и просили - согласовали им только снос советского сарая. Петров (замначальника Управления госохраны – Ред.) сам вызвал полицию. Включилась также министр культуры Надежда Преподобная. Когда я и полиция прибыли на место происшествия, бульдозера уже не было, была пара рабочих. Они тут же вложили свое начальство – снос произвела фирма «Сити-люкс»… Начальство «Сити-люкса» по телефону убеждало полицию, что у них все законно и документы все есть, «какие надо», но так и не приехали. Заявление написал в патрульной машине. В общем, созданный властями климат безнаказанности за уничтожение объектов культурного наследия привел к тому, что собственники просто ценных исторических зданий тем более кладут на закон с прибором».

Главный усадебный дом был в 2011 году лишен нижегородскими властями статуса выявленного памятника – невзирая на то, что связан с жизнью погибшего на Великой Отечественной войне Героя Советского Союза Ивана Федоровича Якушенко и отмечен мемориальной доской. На этом месте планировалось строительство очередного торгового центра.

В снесенном одноэтажном флигеле, который соединяла с домом кирпичная арка ворот, в 1860-е годы располагались торговые лавки.

Необходимо отметить, что надежды нижегородских градозащитников на плодотворное сотрудничество с новыми областными и городскими властями, похоже, перестают оправдываться. Нет слов, все нижегородские начинания этого года – открытый конкурсный отбор на пост руководителя областного органа госохраны памятников, проект компании по управлению и развитию историческим городом во главе с градозащитницей, экономические преференции для инвесторов в наследие – по-прежнему прекрасны. Но непрекращающиеся сносы памятников и исторической застройки обесценивают любые «прекрасные начала». Истории с «Домом с авгурами» или со снесенным епархией домом на Грузинской улице, за которые никто не понес должного наказания – заставляют усомниться в искренности протоколов о добрых намерениях.

История с флигелем на Ошарской улице – в зависимости от реакции властей – покажет, стоит ли эти протоколы даже обсуждать.

uf11.jpg

Уфа: за сносом снос

Не успели официальные и неофициальные защитники наследия в столице Башкирии перевести дух после сноса «Дома с мастерской» на улице Нехаева 28 августа 2019 года (Башкультнаследие подало судебный иск к собственнику снесенного памятника Финату Нигманову, в котором требует возместить стоимость восстановительных работ, а суд наложил арест на участок, запретив продажу актива) – как Уфа содрогнулась от известия о новом вандализме.

5 сентября 2019 года на Кустарной улице, 19 снесли двухэтажное здание Приходского училища конца XIX века. В 2014 году власти отказались вносить его в госреестр памятников, а в 2017-м  застройщик снес часть сооружения. На ее месте началась стройка, но училище  обещали сохранить. «По всей видимости, старинное здание очень сильно мешало дальнейшему строительству», – разумно предполагает ИА «Башинформ».

Как пишут СМИ,  снос произвела компания СУ-10. За это градозащитники из «Архзащиты Уфы» «благодарят» бывшего премьера Башкирии Рустэма Марданова, который подписал постановление о лишении здания охранного статуса. «Новое руководство республики Башкортостан демонстрирует отношение к наследию Уфы?» – вопрошают комментаторы в соцсетях.

vol11.jpg

Вологда: пожар по графику охранного обязательства

Вологда в эти дни «выступила» традиционным способом: очередным пожаром памятника архитектуры, практически полностью его уничтожившим. 8 сентября 2019 года внезапно загорелся  деревянный двухэтажный дом священника Суровцева, объект культурного наследия регионального значения 1911 года постройки (ул. Ветошкина, 3). 

Расселенный дом пустовал и пребывал в аварийном состоянии, ранее уже горел. Некогда он имел фирменную вологодскую резную деревянную угловую лоджию. Очевидцы делились впечатлениями: «Горит со всех 4 сторон, со стороны Предтеченской уже части стены нет, открытое пламя, крыша провалилась».

Как сообщали вологодские СМИ,  в декабре 2018 года этот дом с земельным участком площадью 578 кв. м за 1,17 млн рублей купило ООО «Агентство регионального развития Вологодской области», учредитель и директор которого – Вероника Новожилова

Пожар случился как нельзя вовремя: согласно условиям договора о продаже, новый владелец обязан был провести противоаварийные и консервационные работы на доме до 1 октября 2019 года. Теперь возиться с памятником не придется, а дорогая земля в центре города не стала менее дорогой.

Как было сообщено позднее,  в тот же день в Вологде загорелся еще один расселенный деревянный дом – на улице Карла Маркса, 29. Причиной обоих пожаров стали поджоги.

Общая мораль: безнаказанность порождает новые преступления. 

Фото: Анна Давыдова, соцсети, «Новости Вологды и Вологодской области» 

На главную