Долина урезанной Славы
Как мемориальный комплекс Великой Отечественной войны разжаловали из памятников и «сократили»
«Хранители Наследия»
На самом деле местность на 74-м километре автодороги Мурманск – Печенга, неподалеку от разлива реки Западная Лица, называется Долина Славы, но раньше это была - Долина Смерти. Название вполне соответствовало истории места. Именно здесь в 1941 году были остановлены фашистские войска, которые стремительно шли на Мурманск. До наступления 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской операции наши войска держали здесь фронт. По данным военных архивов, за время противостояния на берегах Западной Лицы погибло более 2000 человек. Сегодня Долина – это воинское кладбище, официальный мемориал, на котором предают земле останки бойцов, обнаруженные многочисленными поисковыми отрядами. В 2018 году в Долине Славы были погребены 72 защитника Мурманска.
Но вот только упокоения и примирения в районе Долины никак не наблюдается. Общественники Мурманской области возмущены решением «сократить» Мемориальный комплекс «Долина Славы», объект культурного наследия регионального значения, до одного-единственного монумента и, соответственно, урезать и охраняемую территорию – с нескольких гектаров до нескольких квадратных метров…
Экспертизы и их заказчики
Местные журналисты и паблик «Народная инициатива» пошагово проследили сценарий разжалования памятника. Что ж, можно констатировать: классика низкого жанра продемонстрирована во всей полноте.
Мемориальный комплекс «Долина Славы» стал объектом культурного наследия регионального значения согласно постановлению Правительства Мурманской области № 131-ПП/5 от 2 апреля 2010 года. Предмет охраны мемориального комплекса был утвержден приказом Комитета по культуре и искусству Мурманской области № 533 от 24 декабря 2014 года. Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ приказом Минкультуры РФ № 11490-р от 21 октября 2015 года.
Казалось бы, все «чин по чину».
Однако Мурманский областной краеведческий музей, в чьем оперативном управлении находится Долина Славы, заказывает в 2018 году «Акт государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования уточнений сведений об объекте культурного наследия регионального значения – «Мемориальный комплекс «Долина Славы», 1959–2001 гг., местоположение: Мурманская область, Кольский район, 1458 км автодороги «Кола» от 02.02.2018 года (исполнитель – петрозаводский эксперт Вахрамеева Т.И.).
Цель документа: уточнение предмета охраны и корректировка границ.
То есть по сути – переделка уже сделанного. При этом о существовании утвержденного предмета охраны с пообъектным составом, четко прописанным – не упоминается. Никаких новых исследований и архивных изысканий при этом эксперт не проводила: в тексте Акта ГИКЭ сообщается, что предоставленных материалов было достаточно для выводов. А если посмотреть на список этих материалов, то они содержат нормативно-законодательные акты Мурманской области и фотографии… Выводы о пообъектном составе – что в нем оставлять, что исключить – делаются на основании подхода «старше объект 40 лет или нет» на момент постановки на госохрану в 2010 году. Или по другой веской причине – может ли объект быть перемещен. Не слишком убедительный подход, особенно если учитывать, что речь идет о мемориальном комплексе Великой Отечественной войны.
И наконец, разве для «разжалования» отдельных элементов этого комплекса из памятников достаточно экспертного мнения, да еще в порядке «уточнения сведений». Уж если эксперт пришел к выводу, что решениями Правительства Мурманской области и регионального Комитета по культуре и искусству ряд сооружений Долины Славы были поставлены на госохрану и занесены в предмет охраны не в полном соответствии с законом – нужно тогда ставить вопрос об отмене либо корректировке этих нормативных актов.
Но нет – Комитет по культуре, как ни в чем не бывало, выпускает в 2018 году новое распоряжение, которым утверждаются новые название – «Памятник «Павшим»», границы его территории и предмет охраны. Нет больше Долины Славы в официальном охранном реестре Мурманской области…
А СМИ отмечают еще одну деталь: «Забавно то, что в 2010 году тот же самый эксперт по заказу того же самого комитета давал заключение о том, что мемориал подлежит госохране как историко-культурный памятник. А год спустя петрозаводское ЗАО «ЛАД» (им руководит Татьяна Ивановна Вахрамеева), разработало по заказу комитета документы по обоснованию границ территории комплекса. Еще через три года подпись Вахрамеевой появилась под разработанным для Долины Славы предметом охраны. В него входил весь мемориальный комплекс».
Наконец, странно то, что эксперт указывает, что «в настоящее время подготавливаются документы для включения объекта в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». При этом мемориал уже зарегистрирован в Едином госреестре приказом Министерства культуры РФ № 11490-р от 21.10.2015. Однако об этом приказе в Акте также не упоминается.
Вот так – материалы те же, памятник тот же, эксперт тот же, выводы – другие. Но отвлечемся от юридических нестыковок и перейдем чисто в практическую плоскость.
«Возникает ряд вопросов (вопросов риторических, но очень хочется, чтобы на них обратила внимание прокуратура), - справедливо пишет «Народная инициатива». -
1. Если в настоящее время считается, что только один объект из всего комплекса обладает историко-культурной ценностью, на что тогда выделялись огромные средства при проведении «работ по сохранению объекта культурного наследия» в предыдущие годы? (о характере и стоимости таких работ можно прочитать, например, здесь). На протяжении многих лет для этих работ привлекались организации, имеющие лицензию на право такой деятельности, а теперь выяснилось, что можно было обойтись обычным ремонтом, а не проводить дорогостоящие «работы по сохранению»? Не является ли это «нецелевым расходованием средств»?
2. Если правовые основания изменения предмета охраны Долины Славы весьма сомнительны, означает ли это, что скандальная реконструкция 2018 года, изменившая первоначальный облик объекта, была проведена незаконно? Как теперь восстановить состояние мемориального комплекса, зафиксированное в предмете охраны 2014 года?
3. Сколько уже может продолжаться вопиющий правовой нигилизм в сфере сохранения культурного наследия региона?»
Фото 2016 года
Промежуточные итоги
Итак, элементы мемориального комплекса – памятник «Три штыка», подлинный танк ИС-2, подлинная пушка ЗИС-3, мемориальная трибуна, стена Памяти, памятник «Скорбящая мать» и въездные стелы на секторах захоронений – оказались вне охраны. Эксперт посчитала, что это либо не недвижимое имущество, либо недостаточно возрастное. Что же касается захоронений, то они, по экспертному мнению, не подпадают под Закон о наследии.
В результате, комплекс, существовавший и сохранявшийся как единое целое – раздроблен. Органичные части, друг друга логично дополнявшие, разбиты и разделены. Зачем и кому это надо?
Фото 2016 года
Фото 2018 года
«Эстетические захоронения»
Конечно, объяснений может быть несколько. Козни застройщиков в данном случае подозревать вряд ли стоит. Некоторые считают, что смена курса последовала за визитом в Долину вице-губернатора области Инны Погребняк, которая осталась крайне недовольна состоянием кладбища и, говорят, велела его облагородить и привести в более системный и ровный вид. А статус памятника мешал. Может быть, и есть в этом доля правды, учитывая скандал с реконструкцией, начавшийся осенью 2018 года. Так стартовало благоустройство комплекса, окончание которого намечено на 2020 год. Стоимость – 20 млн рублей.
В группе местного историка Михаила Орешеты в соцсетях появилась запись: «Сектора захоронений приведены в идеальный вид. Это очень хорошо! Плохо, что новые и более симпатичные пирамидки поставили не на могилы, где покоятся конкретные люди, а в совершенно других местах, для красоты: ровненько, под линеечку».
Сергей Ершов, председатель Комитета по культуре и искусству Мурманской области, объяснял ситуацию так: «Мы приняли решение сделать захоронение более эстетическим, чтобы сюда приезжали и родственники погибших, и гости из региона и других городов, стран, и захоронение не выглядело стихийным. А именно так и было. Действительно мемориальные плиты, в соответствии с планом, будут чуть сдвинуты для создания единого ансамбля, но максимум на пару метров»…
Логика, конечно, хитрая: хоронить в одном месте, а надгробия ставить в других – для красоты. Такого по отношению к могилам своих собственных предков чиновники бы вряд ли допустили. Как бы то ни было, в план «эстетизации» были внесены изменения, после того как жители стали массово подписывать протестную петицию на имя губернатора региона.
Конечно, из народной памяти никакими эстетическими и экспертными ухищрениями Долину Славы не вычеркнуть. Но мемориальный комплекс, создававшийся в течение нескольких десятилетий (его «стихийность» ведь тоже была отпечатком нашей послевоенной истории), теперь лишен статуса памятника и единой территории. А стало быть, беззащитен перед новыми экспериментами «благоустройства».
Фото: "Новая газета", ИА Nord-News