Кошмар в палатах Коробовых

И снова Калуга, и снова реставрация древнейшего ценнейшего памятника, и снова – скандал. Не успели прийти в себя после эпопеи с усадьбой Золотаревых, теперь беда грянула с Палатами Коробовых — памятником гражданского зодчества второй половины XVII века, филиалом Калужского объединенного музея-заповедника.
Работы в них затеяли к 650-летию города. Госконтракт «Ремонтно-реставрационные работы фасада и крыши объекта культурного наследия федерального значения "Дом Коробовых, XVII в.", расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Плеханова, д.88» на 3 870 156,10 рублей был разыгран в марте 2020 года. Победил единственный участник аукциона – ООО Калужское реставрационное предприятие «ДАРА».
28 апреля палаты посетил министр культуры области Павел Суслов, который сказал журналистам следующее: «Последний ремонт здесь проводился в 1997 году – как раз к 100-летию музея это было приурочено. И как раз тогда, до 1997 года, была проведена полноценная реставрация данного памятника истории и культуры. В таком виде он и останется, а сейчас мы просто его приведем в порядок».
Пресс-служба правительства писала: «С целью сохранения культурного объекта за счёт средств федерального и областного бюджетов проводится ремонт фасада и крыши здания, будут заменены окна и благоустроена прилегающая территория». Но как известно, представления о «порядке» у всех разные. И оказалось, что проводится не просто поновление и консервация, а искажается исторический облик здания.
Об этом подробно рассказал в СМИ архитектор Михаил Голенко, который в 1990-х годах разрабатывал проект реставрации Палат Коробовых, изготовил макет памятника, стоявший какое-то время в музее. Затем он решил выпустить книгу, посвящённую этому старинному зданию и в последнее время регулярно там бывал.
Фото: Палаты до ремонта. Судя по фото, требовалось исправить водостоки, убрать лишний кустарник и постройки вокруг. Но никак не сбивать декор и шлифовать стены...
Фото: Палаты во время ремонта. Как свидетельствуют очевидцы, здание два месяца стояло без кровли
«Вы посмотрите, что они наделали! Это же варварство! Ценность, особенность и красота зданий XVII века — в их фактуре, в поверхности каждого кирпича и известкового шва, видимых через тонкий слой известковой побелки с добавлением красителя. Теперь всё здание изуродовано: декоративные элементы изрублены и повреждены сколами, частично срезаны болгаркой, частично зашлифованы, стены кирпичной кладки также частично зашлифованы. Фактура безвозвратно утрачена».
На трех окнах второго этажа отчетливо видны сколы кирпича, сандрик изрезан, зубцы карниза изуродованы.
Фото: Завершение окна после "реставрации": сандрик обрезан болгаркой
Фото: Зубцы карниза повреждены сколами от топора
Фото: Первый ряд профиля был полуциркульным, его срезали и сделали прямоугольным
Фото: Так иссечены полуколонны
Фото: Первое от крыльца окно - одно из трех, изуродованных болгаркой
«Здесь же до неузнаваемости срезан профиль декора окон. Он был полуциркульным, а стал прямоугольным, — рассказал Михаил Голенко. — Рабочие начали сбивать покрытие кирпичной кладки стен и обрамления окон из фигурного тёсаного кирпича топорами, вместо того чтобы деликатно смывать или соскребать шпателем. В итоге сделали зазубрины на кирпичах и декоративных элементах. А закончили тем, что стали снимать краску и побелку электрофрезой-болгаркой с насадкой камнерезки, оставив следы на стенах и изуродовав дом. Я не могу себе простить того, что, когда начались эти работы, решил не мешать, уехал на дачу. Когда вернулся посмотреть, кто и как проводит работы, обнаружил 18-летних гастарбайтеров. Они долбили дом топориками. Для меня это был такой стресс! Палаты Коробовых требовали лишь косметического ремонта, а теперь они смертельно больны. Работы на памятнике архитектуры должны проходить под надзором ежедневным, в важных случаях — ежечасным. Вот увидите, чтобы скрыть своё преступление, варвары-исполнители оштукатурят здание, покроют его толстым слоем замазки, шпаклёвки, чтобы не заметили повреждённых элементов».
Палаты Коробовых и правда быстро покрасили. Все работы должны завершить к августу. Журналисты обратились в Управление по охране объектов культурного наследия Калужской области: «Мы ведем контроль за работами. Серьёзных замечаний к качеству нет», — прокомментировал ситуацию руководитель управления Евгений Чудаков. Между тем, инфощит о проводимых работах исчез, осталась только табличка о том, что идет ремонт. Слово реставрация нигде не звучит...
Фото: Как свидетельствуют очевидцы, трое молодых рабочих из Средней Азии, имеющих соответствующую лицензию, штукатурят и красят Палаты XVII века
«ВООПИК написал в Генпрокуратуру, СК и Минкультуры РФ. Мы приложили фото случившегося вандализма. Особенно мы обращаем внимание на то, что работали гастарбайтеры, не профессионалы, которых выдают за реставраторов. Это не только в Калужской области. Это уже повсеместная порочная практика. С этим надо бороться, - рассказал «Хранителям Наследия» Владимир Кобзарь, председатель Совета Калужского отделения ВООПИК. – ВООПИК следил за работами на палатах, но все произошло быстро, в одночасье. К тому же никто не ожидал, что они возьмутся выравнивать стены и декор».
Вот уж и правда иногда думаешь грешным делом – может, и хорошо, когда денег нет на реставрацию? Может, так памятники целее будут и дождутся, когда российская реставрационная школа переживет кризис и возродится?
Фото: предоставлены Калужским отделением ВООПИК