Монрепо реставрируют и рубят за деньги Всемирного банка
Дело не в уровне скандала, а в спасении того, что еще можно спасти
"Хранители Наследия"
Массовую вырубку в «Парке Монрепо» очевидцы иначе как тихим ужасом не называют. Ситуация, судя по взрыву публикаций в СМИ и соцсетях, тянет на полноценный скандал, ибо спорят уже не только профессионалы между собой – этим никого не удивишь, не только общественные активисты с руководством музея-заповедника. Но выясняется, что нет единства между генподрядчиком и реставраторами, да и рабочая документация качества сомнительного. Если учесть «реставрационные истории и практики» Выборга, можно ожидать, что это только начало… Многообещающе плохое как для памятника, так и для официальных действующих лиц…
Исторический парк или Диснейленд?
Активисты Выборга (а говоря о таковых, уже много лет имеют ввиду в общем-то Андрея Коломойского – журналиста и градозащитника) о грядущей беде Монрепо предупреждали давно. И Андрей Коломойский первым опубликовал статистику и оценку культурного ущерба от вырубок в конце 2017 года: «Из находящихся в парке пяти с небольшим тысяч деревьев по состоянию на 20 декабря 2017 года уничтожено: 665 - в парковой зоне (деревья от 8 до 80 см в диаметре) и 720 – в хозяйственной зоне, всего 1385 деревьев. Под пилы попали самые известные и лучшие деревья и целые ансамбли, задуманные создателем парка – знаменитая сосна у Храма Нептуна (старейшая в Ленобласти), посаженная по одной из версий-легенд самим бароном и воспетая им в поэме «Имение Монрепо в Финляндии», чудесная береза, стоявшая у скамьи над водой и бывшая одной из визитных карточек парка, центральная аллея (целиком), прибрежное растительное обрамление аллеи, ведущей к источнику «Нарцисс» (целиком) и многое другое». По мнению журналиста и градозащитника, историческая суть парка безвозвратно утрачена и его превращают в «миленький Диснейленд».
Сайт музея ведет активную контрпропаганду (как водится, обещают высадить деревьев больше и лучших взамен старых и больных), приглашает не стесняться задавать вопросы и сообщает о вырубке следующее: «Проект выполнялся консорциумом ЗАО «Новая эра» и ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть-91». Согласно данному проекту, предусмотрена работа по замещению больных деревьев и кустарников. На их месте будут высажены новые деревья, и в результате количество зеленых насаждений даже увеличится. Это общемировая практика и, к сожалению, мы бессильны перед законами природы. К слову, по аналогии проводилась реставрация Летнего сада, расположенного в Санкт-Петербурге».
Но если для руководства музея Летний сад - эталон реставрации, то, скажем, для ИКОМОС Санкт-Петербурга – это приговор памятнику: «Совет ИКОМОС СПб планирует выехать на место, чтобы убедиться в справедливости приведенной в статье информации, дать профессиональную оценку произошедшему и принять соответствующие меры. Но уже до этой поездки можно с уверенностью сказать, что здесь мы имеем дело с практикой "тотального" уничтожения старых деревьев в парках с заменой их на новые саженцы. Это - один из худших методических приемов "ленинградской" школы реставрации с ее пренебрежительным отношением к подлинности. Наиболее яркие примеры таких трагедий - уничтожение в 1960-х гг. лип Старого сада в Царском Селе, полная вырубка деревьев Нижнего сада в Стрельне на рубеже 1970-80-х гг. На наших глазах произошел снос значительной части старых деревьев Летнего сада. Теперь настала очередь Монрепо».
На какой период происходит реставрация, достойный ли это проект, почему так много вырубок и кто оценивал, что вырубать, а что нет? Официальные проектировщики и представители музея излагают свое видение, активисты, также при поддержке представителей профессионального сообщества – свое. И это - диаметрально противоположные точки зрения.
Дойдет дело и до Главного дома
Причем надо понимать, что речь не только о деревьях. Предстоит и реставрация архитектурного комплекса. Сайт музея сообщает: …заказчик реставрации - Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга, подрядчик - производственное объединение «Возрождение». Общая сумма контракта - более 1,9 миллиарда рублей». Под реставрацию попадают такие объекты, как: Главный усадебный дом, Флигель, а также источник «Нарцисс». Планируется провести дноуглубительные работы, восстановление исторического облика береговой линии (береговых укреплений) и провести мелиорацию земель. Кроме того, будут восстановлены все дорожки, высажены новые деревья, также в парке появятся: овощной огород, огород травяных растений и яблоневый сад. Реставрации подлежит Дом садовника вместе с оранжереей, которая будет состоять из субтропических растений. На территории парка будет построена котельная на газу, появятся буфет и касса, что позволит улучшить качество обслуживания посетителей».
Итак, новое строительство – будет, изменение облика Парка – будет. Что ждет Главный дом? Обратимся снова к сайту музея:
«Вопрос от группы ВК "Выборг, Монрепо,"Дверь в Лето"...": «Снесут ли даяновцы (Рафаэль Даянов – владелец Архитектурного бюро «Литейная часть-91» - проектанта реставрации) усадебный комплекс, заменив новоделом или будут реставрировать нынешние здания, и сколько лет?»
Отвечает Гранатская Виктория Анатольевна, ГИП ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть-91":
- Проектом предусмотрена маркировка элементов отделки и несущих конструкций сруба с последующей поэлементной переборкой зданий Главного дома и Флигеля.
Деревянные конструкции зданий в силу биопоражения древесины, находящиеся в неработоспособном состоянии, поражены домовыми дереворазрушающими грибами и насекомыми-древоточцами».
Это публикация от 10 января 2018 года.
А уже 16 января 2018 года в материале «Разборка с переборкой в Монрепо»представители той же «Литейной части-91» выражают опасения, что исторические постройки Монрепо могут погибнуть и что на разработку рабочей документации для их проекта приглашены другие компании, которые, судя по всему, и на место-то не выезжали: «Елена Скрылева, главный архитектор проекта «Литейной части-91, мягко говоря, шокирована: «Такое впечатление, что разработчики не то что не были на объекте, но и с нашим проектом не ознакомились». К примеру, разборке и переборке подлежат фальш-окна на фасаде усадебного дома: «Но ведь они нарисованы. Какая переборка?» Разобрать и перебрать также предстоит центральный спуск и террасу главного дома: «Но ведь они давно не существуют! Все это нужно воссоздать!» Вообще «разборка и переборка» фигурируют в пояснительной записке повсеместно, как будто слово «реставрация» авторам неведомо. Или реставрировать вековые постройки Монрепо никто всерьез не собирается? По крайней мере, до разборки аварийных частей главного дома не предусмотрена маркировка деревянных конструкций: «Их же потом невозможно собрать! Или это и не планируется?!» Оборудовать места для временного хранения разобранных конструкций тоже забыли. Зато предусмотрен демонтаж с фасада двух медальонов и барельефов: «На фасадах нет ни медальонов, ни барельефов: медальоны находятся на хранении в администрации парка, а барельефы – в Выборгском замке!»
Аргументы и контраргументы
Сделанное в парке и накал страстей вокруг Монрепо уже не позволяют вернуться к нормальной дискуссии. Очевидно, что нужен арбитр. Если Комитет по культуре Ленинградской области или федеральный Минкульт не включатся сейчас, то в любом случае это придется сделать потом. Реставрация Монрепо финансируется Всемирным банком и ситуация выйдет на международный уровень. Но главное – не в уровне скандала, а в сохранении и спасении того, что еще можно сохранить и спасти.
UPD: 22 января состоялось выездное заседание ИКОМОС, Санкт-Петербург, на место вырубки в Монрепо. Предлагаем вашему вниманию видеозапись беседы.
Сергей Горбатенко, председатель ИКОМОС, Санкт-Петербург: «Самая главная ошибка проекта – я сейчас не касаюсь темы вырубок, почти не касаюсь – это однозначная ориентация на план 1804 года. План странный, загадочный, явно представительский. <...> Это план ни в коем случае не фиксационный. И мы сейчас, очень энергично вмешиваясь в историческую структуру этого исторического парка и следуя этому плану, создаем некую новую реальность, которая никогда не существовала».
Фото: сайт музея-заповедника "Парк Монрепо"