Новодел с общественной нагрузкой
Слабонервных просят вверх не смотреть
Евгения Твардовская
В СССР был замечательный способ приобрести хорошие книги: сдать определенное количество макулатуры. Приносишь на пункт приема старые газеты, журналы, писчую бумагу использованную, а получаешь – академические издания классиков. Налицо явная общественная польза: и культурная, и интеллектуальная, и экологическая.
Сейчас с наследием происходит процесс обратный. Тысячи новых квадратных метров – выгодных, но качества чаще сомнительного - возводятся на месте или рядом с ценными объектами культурного наследия, гораздо меньшими по объему. Особенную популярность приобретает встраивание и обстраивание исторических домиков многоэтажными новоделами.
Четыре столпа волгоградского «Мономаха»
В Волгограде подходит к завершению строительство административно-гостиничного комплекса с амбициозным названием «Мономах» (на заявочном фото). Амбиции модной бетонной высотки основаны на четырех небольших жилых домах, некогда являвшихся объектами культурного наследия. Вообще-то являются они ими до сих пор – на бумаге. На деле же это стопроцентные новоделы, которые оказались замурованы в «Мономахе».
Вот как комментирует ситуацию Валерий Котельников, председатель Совета Волгоградского регионального отделения ВООПИиК:
«Имитировали фасады именно этих домов, сфотографированных незадолго до сноса.
Ещё два дома, которые снесли, они с другой стороны этого монстра. Всего было снесено четыре царицынских здания, вполне ещё добротных, вместо них выложили из современного красного кирпича на цементно-песчаном растворе имитацию четырёх фасадов. В ответ на заявление в областную прокуратуру о сносе четырёх ОКН, та ответила, что по документам всё в порядке и обязала комитет культуры сделать зоны охраны этим четырём симулякрам. Теперь они под охраной государства».
Понятно, что Прокуратура Волгоградской области провела проверку по форме, а не по сути. Четыре памятника числятся, четыре здания и стоят: по два - на Ковровской и на Профсоюзной. «По квитанции — корова рыжая одна!» Жаль, что столь почтенное надзорное ведомство не брезгует быть так легко обведенным вокруг пальца. Или же обманываться рады?
Ситуация развивалась не один год, с 2010, в прессе уже только ленивый не написал, что памятники заменены новоделами. «Мономах» и сам, ничтоже сумняшеся, на своем сайте вел хронологию сноса и строительства. А кого бояться? «Да, брали мы её одну по квитанции, сдавать будем одну, чтобы не нарушать отчётностей!» Все по математике сходится. Местный Комитет по культуре в 2015 году еще и границы территории памятникам пририсовал, чтоб уж все точно – чин по чину.
Помилуйте, какие уж тогда могут быть претензии к прокуратуре, и уж тем более к «Мономаху», когда сам Комитет по культуре добровольно сдает академические издания в обмен на использованные газеты!
Злоключения дома Балашова в Воронеже
Купец Балашов, построивший в свое время дом на улице Куколкина, 18а, наверняка не был такой уж кристальной честности человеком. Впрочем, как и каждый из нас. Да и потом – торговля, бизнес, конечно, всегда есть доля усушки-утряски, прикуп-докуп.
Но думаю, что размах нынешних гешефтов купца бы потряс. Его домик оказался в зоне интересов застройщика ОАО «Галерея Чижова». Объект культурного наследия задекорировали щитами и начали рыть котлован. Воронежцы возмутились, но тут, весьма кстати для инвестора, случилось невиданное – столкновение объекта культурного наследия с грузовиком, в результате чего от памятника осталась одна стена (подробности – в нашей декабрьской публикации 2014 года).
Последовали судебные разбирательства и приговорили Галерею восстановить памятник. Пожалуйста – восстановлен. Вокруг и над ним выросло будущее торговое счастье. Ну, а те, кому хочется увидеть дом Балашова, могут подойти поближе и вверх не смотреть.
P.S. Вот так и города вроде как развиваются, и общественная польза где-то там маячит: памятник стоит, ну, или то, что от него осталось, или то, что им когда-то было. Как это все разрулить с точки зрения закона – дело техники. Нынешняя Фемида чаще всего – не только слепа, но еще глуха и нема.