Новые жертвы омской юбилейной реставрации

12 мая руководители Омского регионального отделения ВООПИК заявили о вопиющих нарушениях при “реставрации” зданий первой половины XIX века в Омской крепости. Работы, идущие в лихорадочном темпе - к празднованию 300-летия Омска 16 августа 2016 года - приводят к фактическому уничтожению памятников архитектуры.
Заместитель председателя Омского ВООПИК Игорь Коновалов считает строителей (подрядчик - компания «Омградострой») некомпетентными в вопросах реставрации: “Так они могут увлечься и вообще всё снести. Всё ветхое, падает – они и ломают. Но так ничего подлинного в крепости не останется”. Активисты готовят обращение к министру культуры региона Виктору Лапухину: “Мы спросим в письме, почему Минкульт не ведёт надзор и почему строители отступают от проекта и уничтожают подлинные здания”, - поясняет Игорь Коновалов.
Секретарь Омского ВООПИК, ведущий инженер по охране объектов культурного наследия ТПИ «Омскгражданпроект» Жанна Хахаева возмущена гибелью Цейхгауза 1832 года: “Если проектом реставрации предусматривался снос наружных стен, то как проект фактически новодела смог пройти экспертизу? Один новодел уже есть – бывший обозный сарай. Мы хотим всю крепость представить в таком виде?! Или подрядчик вообще в глаза не видел, как реставрируется старый кирпич?”
То, что омская юбилейная реставрация не обойдется без жертв, можно было предположить еще весной. В марте 2016-го «Хранители Наследия» рассказывали, что областные чиновники категорически заявляют: «Омскую крепость сдадут в срок». И первые жертвы были уже тогда: подрядчики воссстановления погибшего в 1950-х годах городского Воскресенского собора взялись за дело столь рьяно, уничтожили раскопанные ранее археологами подлинные подвальные помещения и фундамент храма XVIII века. Краеведы из ВООПИК свидетельствовали: “Сверху была дана жесткая команда - приступить к работам вне всяких норм и законодательства. Спешат очень к 300-летию!”
К маю 2016-го стало понятно, что Омская крепость действительно будет “сдана в срок”, даже если в ней не останется ни одного кирпича XIX века.
Жанна Хахаева подвела предварительные итоги «реставрации» Омской крепости: «Я в шоке от того, как ведутся работы по Омской крепости. Неделю назад я была там на планерке с архитекторами и увидела, что церковь Преображения, пристроенная к цейхгаузу, полностью снесена. Кровли самого цейхгауза тоже уже практически не было. Сегодня я увидела фоторепортаж в Интернете – и пришла в еще больший ужас: уже полностью отсутствуют и наружные стены здания – конструкции 1832 года постройки с декором в стиле ампир...
Реставрация – это ведь кропотливая, тщательная работа, а сейчас все торопятся успеть к известной дате. Работы начаты на всех зданиях одновременно, площадь загромождена строительными материалами и техникой, и порой трудно просто понять, что же на самом деле там происходит. В крепость, по сути, сегодня не могут пройти не только неравнодушные граждане, но, судя по всему, и контрольные органы. Отношение же у рабочих соответствующее. Во время моего последнего визита в крепость ко мне подошел молодой рабочий и заявил, что дешевле все снести и построить заново. Что, по сути, и происходит».
Татьяна Малиновская, автор разработанного в 2014-15 годах проекта реставрации объектов Омской крепости, заявила омскому порталу “БК55”: “Разумеется, демонтажа в таком объеме в моем проекте предусмотрено не было… Мы все стали заложниками программы мероприятий к 300-летию Омска. То, что можно было бы сделать, если бы мы начали пять лет или хотя бы два-три года назад, за несколько месяцев сделать невозможно. Тем более, при таком отношении. У нас была договоренность с Омскгражданпроектом, что мы сделаем корректировку проекта, но мы к ней практически еще не приступили, а здание уже снесено. Никто не мог предсказать, что события будут развиваться так катастрофически”.
Фото: Алексей Пантелеев (newsomsk.ru).