«Офицерский дом» грабят вандалы

«Офицерский дом» грабят вандалы

31.01.2020
«Офицерский дом» грабят вандалы

В Казани продолжают разрушать объект, за который градозащитники судятся с госохраной

Александра Невская, Казань

Накануне суда, куда казанские общественники обратились с целью оспорить решение республиканского Комитета по охране культурного наследия об отказе ставить дом начала XIX века на госохрану, вандалы залезли в дом, разворотили и разграбили его.

«Дом по улице 1 мая,16 вчера вскрыли охотники за металлоломом, сорвали замок, вытащили чугунную ванну, пока вытаскивали, устроили разгром… Сколько еще нужно прецедентов, чтобы система выявления объектов снова работала?..» – спрашивает Татарстанское региональное отделение ВООПИК

Местному обществу охраны памятников 4 февраля предстоит в Кировском суде выступать против решения регионального госохранного Комитета, который осенью 2019 года отказался вносить «Офицерский», как окрестили его региональные СМИ, дом в перечень выявленных памятников архитектуры и истории.
Известно, что этот одноэтажный многоквартирный деревянный дом был построен в 1808 году для управляющих Порохового завода. В те времена подобным служебным жильем была застроена целая улица стратегического предприятия, однако зачистку исторической Казани в 1990-е и 2000-е пережил лишь один из них. В августе 2019 года Пороховой завод через суд расселил последних жильцов дома на 1 Мая, 16 – семью Валерия Грязнова, потомка одного из директоров предприятия в советский период. Стороны протокольно заключили мировое соглашение, по которому Грязновым завод предоставил квартиру, а общественникам достались обещания сохранить дом и организовать в нем Музей пороха. К зиме Грязновы съехали, дом опустел.

Региональный Комитет по охране наследия в сентябре прошлого года созвал научно-методический совет, который должен был определить, имеет ли дом ценность. Однако несмотря на большинство голосов «за», два из которых принадлежали экспертам из Москвы, ведомство не стало включать деревянную постройку, старейший дом Кировского района Казани, в список выявленных объектов культурного наследия. Комитет заявил, что имеющийся статус ценного градоформирующего объекта и обещания завода сохранить дом, чтобы открыть в нем музей, являются достаточной гарантией его безопасности.
Общественники намерены добиваться отмены решения Комитета РТ по охране наследия, согласно которому разграбленный вчера вандалами дом не включен в список выявленных объектов культурного наследия, основываясь, по их словам, на том, что без статуса памятника даже полиция на сигналы тревоги не реагирует.
Фарида Забирова, зампредседателя ТРО ВООПИК, так комментирует ситуацию: «Недавно Пороховой завод (собственник) провёл там работы по консервации – просто заколотили окна и двери. Крыша осталась дырявой. Охраны нет, доступ для посторонних лиц остается свободным, к сожалению. Однако большее сожаление вызывает полное игнорирование ценного объекта деревянного зодчества уполномоченными органами. Региональный союз реставраторов провел обследование дома и выявил его ценность, материалы направлены в Комитет вместе с заявкой. Но ни одно обращение общественности и профессионалов почему-то теперь не рассматривается. Как будто вернулись на десять лет назад, когда приходилось доказывать очевидное, отзывать экспертизы на вывод из списков памятников и выступать с резкими заявлениями. Модель такая по всей стране - как в капле воды, отражаются общие проблемы сохранения деревянного зодчества, ведь декларируется его сохранение, а на деле...»
Картина, которую рисуют татарстанские общественники, похожа на ситуации во многих городах России: «В.А. Грязнов, последний отселённый из дома житель, замок новый повесил. Охраны от завода нет. Полиция не приезжает по вызову, так как это не памятник. …. Среди серии типовых казенных зданий гражданского и военного назначения по проекту А.Д. Захарова до настоящего времени сохранился только этот жилой дом. Мы дважды заявляли его в выявленные памятники, выступали на научном совете при Комитете по охране памятников. Но все было напрасно. Ни одно заявление общественников Комитетом не рассматривается. Без ответа осталось и заявление Союза реставраторов РТ, с приложенным обследованием дома и профессиональными доказательствами его ценности».

Если проанализировать все похожие ситуации в регионах, да и в столицах, то можно выявить общую тенденцию: новые объекты госорганы регистрировать не торопятся, подвергая сомнению их ценность, материалы заявлений о выявлении или даже нюансы их оформления.

Но без охранного статуса нет ведь никаких гарантий физической сохранности объекта.

На главную