Приговор приведен в исполнение
О том, что это случится, все заинтересованные люди и организации знали еще в начале весны. Трасса благоустройства «Моей улицы» проложены вдоль ограды Сретенского монастыря на Большой Лубянке, траншеи и коммуникационные колодцы неизбежно повредят фундаменты XVI-XVII веков, оставшиеся от монастырских Никольской церкви и трапезной, снесенных еще на рубеже 1920-1930 гг. Именно это печальное обстоятельство было нанесено на археологическую карту «Моей улицы», созданную в Мосгорнаследии и опубликованную нами еще в апреле.
Все заинтересованные люди и организации были поставлены в известность заранее – и монастырское начальство, и московская археологическая служба, и Мосгорнаследие.
Место залегания фундаментов колокольни, трапезной и Никольской церкви Сретенского монастыря под тротуаром и проезжей частью Большой Лубянки
Но пришел час назначенный, и приговор древностям привели в исполнение. Средневековые фундаменты пропахали внушительной траншеей, в которой виднелись кирпичная и белокаменная кладка. Вырыли ямы под «колодцы». Попутно обнаружился некий выложенный камнем ход, который вел в сторону монастыря.
Сигналы тревоги от градозащитников и просто прохожих начались с пятницы, 2 июня. Работы продолжались.
Мы, как могли транслировали эти сигналы в разные инстанции. Стало ясно, что монастырское начальство не может воспрепятствовать экскаватору. Стало ясно, что официальные столичные археологи и Мосгорнаследие не будут воспрепятствовать экскаватору. Подземный ход? Да нет, это похоже на водоотводный коллектор. Наблюдаем, спасибо вам за информацию и т.п.
Тем временем экскаваторная археология осваивала новые рубежи и глубины. И все ведь чин чином, с проектом, с историко-культурной экспертизой.
Все по закону, если понимать закон как необходимость обложиться нужными бумажками.
А XVI век в строительно-благоустроительном отвале? Ну и что – завтра закопаем, послезавтра все забудут.
Большая Лубянка, 5 июня 2017 года. Экскаваторная археология в Сретенском монастыре
Краевед и исследователь средневековой Москвы Александр Можаев пишет с горечью:
«Строителями частично разрушен подклетный этаж Никольской трапезной церкви Сретенского монастыря, 16 век. В траншее - маломерный "грозненский" кирпич, чернолощеная черепица того же времени и трёхметровый сводчатый ход (лаз, слух?) ведущий в сторону монастыря (подробнее в подписях к фотографиям). То, что на этом месте сохраняется основание древнего храма, было совершенно очевидно - вандализм нужно считать совершенно преднамеренным. Ни археологи, ни архитекторы, ведущие надзор за работами, не могут остановить натиск стройкомплекса, не имеют возможности останавливать работы или корректировать трассы траншей. Если на Большую Лубянку сейчас же будет направлена инспекция Москомнаследия, пресса и не знаю кто ещё - есть шанс притормозить работы и хотя бы понять, что это за стены (траншея села на корридор, либо внутристенный ход постройки) и куда ведёт подземный лаз. Этот уникальный храм был снесён в 1928 году без исследований и потом профессор Подъяпольский по немногочисленным фотографиям восстанавливал его историю».
Казалось бы: монастырь, который на особом счету у власти. Древности, значение которых трудно переоценить. И – траншея «Моей улицы».
Что изменилось бы, если бы ее сдвинули на метр влево или на метр вправо? Или провели по другой стороне Большой Лубянки? Москва бы рухнула?
Но «Моя улица» оказалась сильнее и важнее монастыря, древностей, Мосгорнаследия и археологов, вместе взятых.
И так будет и впредь, пока управлять городом с тысячелетней историей будут администраторы, воспетые Салтыковым-Щедриным. Только адреса будут меняться.
Да, кстати, русская сатирическая литература и комментарий нам оставила:
«Теперь, значит, как пожелаем, так и сделаем!.. Все было ясно. Дом был обречен. Он не мог не сгореть. И, действительно, в двенадцать часов ночи он запылал, подожженный сразу с шести концов».
Фото: А. Можаев. Видео: И. Кондратьев