Расправа с нарышкинским барокко
Сначала орудуют чиновники и эксперты, потом – «народные реставраторы»
Евгения Твардовская
Ульяновская область «благодаря» решению чиновников и услужливых экспертов добровольно потеряла самый древний свой памятник – храм Тихвинской иконы Божьей матери в селе Осока Барышского района 1743 года.
Теперь в нем и не признаешь редкий для Среднего Поволжья образец нарышкинского барокко: приходская «народная реставрация» убила еще проступавшие черты подлинности и красоты, зато сделала здание удобным и комфортным для проведения служб. Но максимальная утилитарность, очевидно, важнее.
Защитить церковь было некому. Как сообщает в своем подробном материале Радий Губайдуллов, специалист по охране и использованию объектов культурного наследия Ульяновской области, член научного совета Научно-исследовательского центра «Приходская история» (Москва), на госохрану как выявленный объект культурного наследия церковь была поставлена в 1999 году распоряжением главы администрации Ульяновской области. К сожалению, реставрации не случилось, храм разрушался.
А летом 2017 года была проведена государственная историко-культурная экспертиза осокинской церкви, которая вдруг констатировала, что старейшее наземное сооружение области: «не обладает признаками исторической, архитектурной и градостроительной ценности и не соответствует определению объекта культурного наследия».
Вот фамилии экспертов-авторов уникальных искусствоведческих выводов: директор ООО «Эксперт» Куптулкин Александр Васильевич из Ульяновска и Шашин Сергей Ирикович из Кирова. Видимо, среди местных специалистов больше такие вещи подписывать никто не хотел: пришлось звать варягов. (А Сергей Шашин – известный эксперт-гастролер, не гнушающийся откровенно заказных экспертиз. Его хорошо знают активисты Подмосковья: именно он написал «отказную» (и безграмотную) ГИКЭ для Управления культурного наследия Московской области на отсутствие ценности усадьбы Поповых в Поречье)
На основании экспертизы по Тихвинской церкви Управление по охране объектов культурного наследия Ульяновской области приняло решение не включать построенную в 1743 году Тихвинскую церковь в Единый госреестр, лишив ее таким образом и статуса выявленного объекта. Ответственны за такое решение тогдашние руководители Управления Шарпудин Хаутиев и Любовь Еремина.
В итоге самое древнее наземное сооружение Ульяновской области, образец провинциального стиля нарышкинского барокко не стал памятником архитектуры, что и открыло дорогу к ремонту, который завершился в 2020 году. Естественно, проводился он хозяйственным способом, без учета древности и подлинности.
Верхние ярусы каменного храма зашили в глухой «деревянный костюм» из сайдинга. И водрузили над храмом золоченую главу. Неизвестно, что произошло с росписями. Но вряд ли их пощадили: с внешней стороны теперь ничто не напоминает об уникальности и историчности храма.
Фото ч/б: примерно 1960 г.
Досье (по материалам Радия Губайдуллова): Этот каменный храм был построен на средства прихожан в 1743 году и освящён в честь Тихвинской иконы Божьей матери. Престолов в церкви было два: главный – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, и в тёплом приделе – во имя Святых Мучеников Кирика и Иулитты. Храм в селе Осока принадлежал к редкому в Среднем Поволжье образцу нарышкинского барокко.
Выстроенная по традиционной схеме церковь состоит из двухсветного четверика храма, с примыкающей с востока вытянутой апсиды с полукруглым завершением. С запада к храму примыкает низкая трапезная. Невысокий придел во имя Святых Мучеников Кирика и Иулитты у северо-восточного угла трапезной придаёт композиции памятника живописную асимметричность, характерную для зодчества XVII — начала XVIII вв. Здание стоит на бутовом фундаменте из дикого камня и разновысоком кирпичном цоколе.
Фасадный декор церкви был выполнен в духе «нарышкинского барокко», который наиболее ярко проявляется в рисунке наличников. Арочные окна храма и апсиды были заключены в наличники с полуколонками с базами и капителями и с высокими трапециевидными фронтонами, а прямоугольные окна восьмерика — наличниками из полуколонок с лучковыми фронтонами.
Верх стен был украшен городчатым поясом, и завершен профилированным карнизом. Верхние углы четверика храма были украшены рустованными лопатками, а нижние — спаренными полуколоннами. Углы трапезной выделены пучками колонн. На внутренних стенах храма до недавнего времени сохранялись старинные росписи: «Господь Вседержитель»; «Христос утешитель»; «Распятие Христово»; «Боголюбская икона Божией Матери»; «Благословение детей» и другие… В приделе на полусводе алтаря сохранялись росписи с изображением «Тихвинской иконы Божьей Матери». Судя по стилю письма и по сохранности, она была самой древней и, возможно, была создана ещё в XVIII веке, вскоре после постройки церкви.
Фото: УЛПРЕССА, Sobory.ru