Следственный комитет занялся госохраной

Следственный комитет занялся госохраной

17.06.2020
Следственный комитет занялся госохраной

В Мценске взрыв негодования вызвала вандальная реконструкция здания бывшего постоялого двора (ул. Ленина, 32) XIX в., являющегося региональным объектом культурного наследия.

Работы официально приостановлены, благодаря вмешательству ВООПИК и ОНФ. Но, согласно последней полученной нами информации, де-факто они продолжаются с дворовой, не парадной части. Ну а уличный фасад – уже выложен современным кирпичом. Как новенький.

Было ожидаемо

Согласно сведениям местных краеведов, дом имеет в основе XVIII век, есть следы односторонней подрезки в кладке. Второй этаж частично восстановлен из шлакобетона после войны с сохранением исторической стилистики «на стыке» барокко и классицизма.

В соцсети в группе «Типичный Мценск», а затем мгновенно и на всех других местных ресурсах было опубликовано свидетельство очевидцев: «фасад здания эпохи классицизма будет заложен современным кирпичом. Здание, пережившее революцию и Великую Отечественную войну, чудом не пострадавшее от бомбежек, будет превращено в типовой сарай XXI века. Там вообще-то оригинальный декор, если кто не заметил. Ленточный руст по первому этажу, пилястры, разбивающие оба уличных фасада на несколько симметричных частей, профилированные карнизы, выделенные белым цветом на фоне темно-красного – все эти элементы архитектуры классицизма благополучно пережили суровые времена и теперь будут скрыты».
Также отмечалось, что на сайте городской администрации на карте зон охраны объектов культурного наследия все дома на улице Ленина помечены в границах «особо строгого регулирования градостроительной деятельности».
«И где эта строгость? По другому, не уродуя фасад, сохранить исторический памятник было нельзя? С историко-градостроительной средой все будет ок?» – возмущались комментаторы.

Здание бывшего постоялого двора, как пишут граждане в соцсетях, приобрел в прошлом году депутат Мценского городского совета народных депутатов Исабег Магомедов. Памятник продавался недорого, но его долго никто не хотел покупать именно из-за обременений, которые, как известно, касаются не только текущего содержания, но и реставрации.

Сообщается, что ремонт новый хозяин затеял еще в прошлом году, но пока дело касалось кровли, вопросов не было. 

Но по состоянию на 22 мая 2020 года к фасаду уже была сделана пристройка, разрушена часть стены первого этажа, окно превращено в дверь, здание стремительно обкладывали новеньким кирпичом.

h-xNMI9XGtg.jpg

WggpcV_9kPs.jpg

Реакция – тоже ожидаемая

Вообще ситуация и ее витки развития очень напоминают описанный нами недавно вандализм в Клинцах. Видимо, подобные подходы к реставрации и вызываемые ими общественные кризисы становятся недоброй традицией. 

Итак, после шума в соцсетях работы продолжились ударными темпами, пока их не приостановил Следственный комитет. Но это произошло только трое суток спустя.

Ведомство на своем сайте заявило, что проводит доследственную проверку и «Следствие намерено дать объективную уголовно-правовую оценку действиям (бездействию) собственника здания и должностным лицам, в чью компетенцию входят контролирующие и надзорные функции в сфере сохранения объектов культурного наследия. Ход и результаты проверки руководителем следственного управления поставлены на особый контроль». 

Свои предписания Магомедову направило и Управление по госохране объектов культурного наследия.

Сергей Семиделихин, начальник Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области сообщил в СМИ следующее: «На основании охранного обязательства мы выдали разрешение на косметический ремонт, он хотел разместить там магазин, магазин законом не запрещено, но мы сказали такой вход согласовывать не будем, можем согласовать только цветовой фон покраски здания, и направили ему письмо с подтверждением».

Член регионального штаба ОНФ в Орловской области Станислав Абакумов инициировал заседание ОНФ по этой теме

«Данный объект является памятником регионального значения и охраняется законодательством. Здесь запрещается всякое капитальное строительство и увеличение объемно-пространственных характеристик, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия. Также в границах памятника действует защитная зона, которая распространяется на 100 метров от объекта и запрещает любое строительство. Учитывая, что речь идет об историческом центре Мценска и наличии в непосредственной близости Торговых рядов - памятника федерального значения, здесь действует особый режим регулирования градостроительной деятельности. Собственник памятника должен был составить и согласовать проект реставрации, провести историко-культурную экспертизу и привлечь к работам организацию, имеющую лицензию на реставрационную деятельность. Мы видим, что ведется возведение капитальной стены, что никак нельзя назвать работами по сохранению памятника истории и культуры. В этой связи строительство должно быть прекращено, стена разобрана, а памятник приведен в надлежащий вид»…  

Он также напомнил, что до революции в этом здании находился постоялый двор, а после революции – дом крестьянина. В советское время колхозники, приезжавшие в город на базар и по другим делам, останавливались здесь на ночлег. На втором этаже здания устраивались выставки лучшей сельхозпродукции района – зерновых, картофеля, овощей, ягодных плодов. В предвоенные годы в здании размещалась фармацевтическая школа, а в первые месяцы Великой Отечественной войны здесь был расположен эвакогоспиталь.

LWYHxElUC9s.jpg

image0.jpeg

image1.jpeg

Фото: Было-стало

А вот что дальше?

Итак, все письма и требования написаны… Каковы перспективы? По нашей просьбе промежуточный итог подвел Виктор Анатольевич Ливцов, заместитель председателя ЦС ВООПИК, почетный председатель Орловского облотделения ВООПИК:

«Сегодня побывал во Мценске и лично убедился, что работы остановлены только с фасада по улице. Со стороны двора все продолжается. Случившееся показывает, что период коронавируса и ограничительных мер не помешал застройщикам делать свои дела. Во Мценске ситуация с COVID-19 была непростой, что, видимо, дало надежду застройщикам на пассивность людей, их законопослушность карантинным мерам. Поэтому огромная ответственность лежит сейчас на местных отделениях ВООПИК, градозащитниках, активистах, неравнодушных людях. Режим чрезвычайной ситуации, очевидно, провоцирует не самые лучшие проявления в людях. И это должно встретить отпор.

Мценск – уникальный город, который – напомню – был в самом первом и самом полном списке исторических городов. Подобное обращение с городской средой и нарушения закона о наследии недопустимы.

Представители ВООПИК первыми были на месте незаконных работ, мы написали письма во все правоохранительные органы и в госорган по охране наследия. Так что правовая оценка случившемуся будет дана. Я знаю, что по нашему запросу Семидилихин написал соответствующий запрос в управление внутренних дел. Пусть они разбираются в ситуации: когда Управление утверждает, что был проект только на покраску дома, а пользователь говорит о проекте с обкладкой дома кирпичом. Я не хочу здесь определять, кто прав, а кто лукавит.

По моей информации, хозяин здания встретился с реставраторами и представителями Управления по госохране объектов культурного наследия, согласился убрать кирпич и вернуть работы в русло законной процедуры. Обещал разработать проект реставрации.

Мы будем контролировать ситуацию. Повторение подобного недопустимо!»

Фото: Виктор Ливцов, "Типичный Мценск"

На главную