Время, назад!

05.10.2025
Время, назад!

В Саввинской слободе под Звенигородом снесен дом, который много лет снимал композитор Георгий Свиридов

"Хранители Наследия"  

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения большого советского композитора Г.В. Свиридова. Как многие творческие люди того времени, он стоял у истоков Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, горячо поддерживал и осознавал необходимость его создания. И именно в памятный год композитора был снесен дом, который Георгий Васильевич много лет снимал под Звенигородом, в районе Саввино-Сторожевского монастыря. Вполне вероятно, что именно в этом доме обсуждалась тема будущего ВООПИКа, и – что совершенно точно установлено – были написаны «Патетическая оратория», вокальный цикл «У меня отец крестьянин». Здесь же бывали многие знаменитые друзья Свиридова – Михаил Швейцер, Донатас Банионис, Сергей Юрский, Леонид Куравлев. Свиридов стал настоящим гением этого места. Теперь оно потеряло материальные свидетельства его присутствия. Как такое могло произойти?

Все подробности – в материале Дмитрия Седова, заместителя директора Звенигородского музея-заповедника по научной работе, заместителя председателя Московского областного отделения ВООПИК

Свиридов11.png

Фото: Живописная улица и на переднем плане дом, который снимал Свиридов 

Свиридов22.jpg

Свиридов44.jpg

Фото: Теперь место дома - опустело. Что будет на его месте?

Свиридов33.jpg

Фото: Вид, открывавшийся от дома

В сентябре этого года, юбилейного для памяти композитора Г. В. Свиридова, был снесен один из домов, который тот снимал в 1960-х годах. Звенигород и его окрестности – одно из главных дачных мест Подмосковья, а композитор Г. В. Свиридов (1915–1998) – один из самых ярких звенигородских дачников второй половины ХХ столетия. Примечательно, что он родился 16 декабря, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Трудно сказать, имеет ли это связь с тем, что Георгий Васильевич в 1960–1990-х годах неизменно являлся звенигородским дачником: сначала он снимал жилье для отдыха в Саввинской слободе и на Николиной Горе, затем обосновался в дачном поселке Ново-Дарьино.

В сентябре 2025 года дом на Красной Горе, служивший в 1960-х годах дачей композитору Свиридову, был разобран его нынешним собственником. Не помогло и то обстоятельство, что в 2023 году были приняты предмет охраны и границы территории исторического поселения "Звенигород", в рамках которых "дом Кругловых, в котором с 1964 по 1968 г. снимал дачу композитор Г. В. Свиридов", был внесен в список особо ценных градоформирующих объектов. Но этот тип объектов практически невозможно сохранить: список ИЦГО найти очень трудно, отсутствует и система предупреждения владельцев примечательных построек о значимости их недвижимости. Именно поэтому и погиб пускай и ординарный в архитектурном, но весьма примечательный в мемориальном отношении дом композитора на Красной Горе в Саввинской Слободе.

Заядлый дачник

Первым дачным адресом Георгия Васильевича в Саввинской слободе стал дом Анастасии Михайловны Уточкиной на улице Советской. К счастью, он сохранился, однако его внешний вид сильно осовременен. Дом этот расположен через один участок от дома крестьянки Горбачевый, у которой в 1880-х годах снимали дачу художники И. Левитан, К. Коровин, В. Переплетчиков и другие.

Свиридов впервые нанял дом у Уточкиных в начале лета 1957 года и жил здесь до осени. До этого года, по словам Ольги Сергеевны Маркиной, дочери А. М. Уточкиной, которая хорошо помнит приезды композитора в Саввинку, он снимал дом в Звенигороде, но подробности этого пока не открылись. Второй раз композитор снимал дом Уточкиной в 1958 году.

Ольга Сергеевна Маркина (Уточкина) родилась в 1937 году. Она окончила Звенигородский финансовый техникум, а в 1956 году поступила в Финансовый институт в Москве. В годы, когда Свиридов арендовал дом у ее матери, она уже жила в Москве и приезжала домой на электричке только в субботу вечером. Это не давало ей возможности иметь близкое общение с композитором, но с ее матерью Георгий Васильевич общался с удовольствием. Бывало они сидели вместе на лавке перед домом и напевали песни (мать после войны пела в хоре Звенигородского Успенского собора).

В Звенигороде композитор посещал звенигородские достопримечательности – Саввино-Сторожевский монастырь и Успенский собор на Городке; в Саввинке он ходил по грибы. Но особенно любил Свиридов рыбачить на реке Сторожке под Саввино-Сторожевским монастырем. Эльзе Густавовне он поручал отыскивать червей, а затем варить уху из маленькой рыбешки, которую отлавливал в реке.

В доме Уточкиных, как говорит Ольга Сергеевна, Георгий Васильевич занимался написанием знаменитой «Патетической оратории». Но возможно, что здесь также был закончен вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина, который был начат в 1956 году и впервые исполнен в Малом Зале Московской консерватории 15 декабря 1957 года, накануне дня рождения композитора.

В 1959 году Анастасия Михайловна взялась ремонтировать свой дом и поэтому не смогла снова сдать его Свиридову, в связи с чем ему пришлось нанимать дом № 171 на улице Красная Гора.

Свиридов66.jpg

Фото: Георгий Свиридов вместе с певцом Александром Ведерниковым в Саввинской слободе

Свиридов88.png

Свиридов77.png

Фото: Кадры из фильма Андрея Золотова "Композитор Свиридов"

Дачное пристанище

О времени, когда композитор снимал этот дом, удалось получить сведения от бывшей владелицы соседнего дома № 172 Ольги Владимировны Кругловой, скончавшейся около трех лет назад. В 1960-е годы она была маленькой девочкой и вместе с "другом" (так она называла композитора) часто ходила на рыбалку. Также Ольга Владимировна вспомнила, что Георгий Васильевич подарил ей куклу.

Георгий Свиридов дружил с известным кинорежиссером Михаилом Швейцером. Именно к его фильму «Время, вперед!» он написал свою знаменитую музыку. Свиридов посоветовал Швейцеру тоже снять дачу в Саввинской слободе. По совету композитора Михаил Абрамович арендовал дачный домик как раз на соседнем участке – у Кругловых, родителей Ольги Владимировны. Долгие годы он отдыхал здесь с женой. В гостях у них в Саввинке бывали артисты Донатас Банионис, Сергей Юрский, Лидия Федосеева-Шукшина, Леонид Куравлев.

В гости к своему другу Свиридову, и на Советскую, и на Красную Гору, приезжал певец Александр Ведерников (1927–2018), солист Большого театра, народный артист СССР, который был первым исполнителем многих сочинений композитора. Он оставил яркое воспоминание о Свиридове как заядлом саввинском рыбаке. На гастролях в Италии в 1961 году певец специально для друга-композитора купил шестиметровую телескопическую удочку, а к ней – швейцарские крючки и крепкую японскую леску. Стал Георгий Васильевич на нее ловить – клюнул громадный лещ! «Он тянет-тянет, и вот леща уже на песок почти вытянул, и вдруг лещ как всплеснется, порвал снасть и ушел на глубину вод. Свиридов в ярости бросил удочку и давай ее топтать…». Пришлось А. Ведерникову в следующий свой приезд удочку чинить.

Благодаря Александру Ведерникову стало известно, что в Саввинской слободе композитору пришел замысел масштабного вокально-симфонического произведения «Поэма памяти Сергея Есенина»: «Была осень. Он шел по жнивью (дело было под Звенигородом). Шел по скошенному полю вдоль Москвы-реки. Наверно, наслаждался видами русской природы. И вдруг, как гром среди ясного неба, вся музыка у него зазвучала. Он побежал домой и тут же все записал».

Александр Филиппович любил фотосъемку и много снимал своего друга-композитора. В 2014 году вышла книга «Неизвестный Свиридов», в которой помещена значительная часть его снимков. На них композитор среди прочего запечатлен за рыбалкой на Москве-реке в Саввинской слободе и на прогулке на Николиной Горе.

Еще одно свидетельство о Свиридове в Звенигороде оставил известный искусствовед Андрей Золотов, заслуженный деятель искусств, академик, член президиума и Вице-президент Российской академии художеств, с 1990 по 1992 год – заместитель министра культуры СССР. Андрей Андреевич тоже дружил с Георгием Васильевичем и бывал в Саввинской слободе у него в гостях. Еще при жизни композитора он снял два документальных фильма о нем. В вышедшем в 1973 году фильме "Композитор Свиридов" есть фрагмент, когда Георгий Васильевич на фоне Саввино-Сторожевского монастыря идет от дома на Красной Горе по полю к Москве-реке.

Что остается?

Андрей Андреевич Золотов мечтал, чтобы в Саввинке перед этим домом появился бюст Георгия Свиридова, благо что здесь имеется достаточно места: между забором и заасфальтированной дорогой есть просторная площадка-луговина, от которой открывается великолепный вид на бывшую пустошь Саввино-Сторожевского монастыря Колотовня – поле, которое ежегодно вспахивается и засевается рожью. Через это поле вид переходит в панораму, края которой отмечают ансамбль Саввиной обители и Мясиной горы на Верхнем посаде Звенигорода, а центр – белеющая на фоне леса глава Успенского собора на Городке. Это одно из самых красивых мест в Звенигороде. И даже при утрате дома-памятника не стоит отказываться от установки здесь мемориального бюста композитора.

Фото: Предоставлены автором

На главную