День народного единства московской мэрии и знатных девелоперов

Варварка, 14 – зона свободы от российских и международных законов
«Хранители Наследия»
“Москва Сергея Собянина отмечает праздник 4 ноября в лучших традициях: в середине дня начат снос исторических домов начала ХХ века на Варварке, 14, стр. 1 и 2. В охранной зоне Московского Кремля, в буферной зоне объекта Всемирного наследия работают экскаваторы и отбойные молотки”. Так начинается свежее воззвание столичного “Архнадзора”.
Верность слову
Четыре недели назад главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов публично пообещал, что проект новой элитной гостиницы на Варварке, 14, ради которой в праздник курочат исторические дома, будет «полностью основан на сохранении исторической части» зданий XIX – начала XX вв.
Поздравляем вас, Сергей Олегович, с очередным экскаваторным сохранением. Архитектор сказал – архитектор сделал.
Что сделал? Москомархитектура, в руководстве которой Сергей Олегович играет не самую последнюю роль, выдала девелоперам участка на Варварке, 14 ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка), которым разрешено строительство зданий вдвое большей площади и значительно большей высоты (до 8-9 этажей вместо нынешних 5-6). По московской практике, Москомархитектура выдает ГПЗУ только после соответствующих решений ГЗК – Градостроительно-земельной комиссии Москвы (которой руководит лично мэр Сергей Собянин) или ее рабочей группы.
Этот разрешительный акт московских властей свидетельствует, что действительно не осталось таких вершин, которые они не в состоянии покорить.
Верность закону
Реализация такого проекта просто перечеркивает российское законодательство об объектах культурного наследия и их охранных зонах.
Постановление Правительства РФ (сентябрь 2015 года), утверждающее Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, предписывает сохранять на их территории ценные градоформирующие объекты. Здания на Варварке, 14, стр. 1 и 2 обладают этим статусом. И их начали сносить.
Федеральный закон об объектах культурного наследия и вышеупомянутое постановление Правительства запрещают на территории охранных зон новое строительство и разрешают только регенерацию историко-градостроительной среды. Регенерация в правительственном постановлении определена четко: «восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды)». Проект предусматривает снос подлинных элементов этой среды, новое строительство в увеличенных габаритах, да еще и огромные стеклянные объемы в новомодном стиле. Все ровно наоборот.
Верность проекту
После протестов градозащитников, критики экспертов, в частности, Национального комитета ИКОМОС России, после обсуждения данного вопроса на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству в декабре 2015 года проект, который первоначально предусматривал практически полный снос, подвергся корректировке, но в окончательном виде не был представлен ни на какое экспертное и общественное обсуждение.
Его заменили публикации в прессе; правдивое интервью Сергея Кузнецова мы уже почитали, а вот еще имеются интересные рассказы архитекторов проектного бюро ООО «Киевская площадь», которые представлены в весьма популярном СМИ как авторы новой версии проекта.
Они обещают, например, что “со стороны Китайгородской стены мы сохраним весь фасад с историческим декором, всё будет полностью отреставрировано”. И тут же, через несколько абзацев: “Новыми же будут только фасады, обращённые в сторону парка "Зарядье", а те, что смотрят в сторону Китайгородского проезда, планируется разобрать и воссоздать”.
“Существующая этажность — 6 этажей — сохраняется и плавно нарастает к центру комплекса — к 8 и 9 этажам соответственно”. “Интересным завершением здания станет новый элемент —стеклянный купол”. Это про регенерацию.
“Здания комплекса будут создавать нейтральный фон, поэтому сохранится возможность нормального визуального восприятия церквей и строений в округе” – это, видимо, про гигантский стеклянный фасад, обращенный в сторону храма Георгия на Псковской горе (XVII в.)
Верность Конвенции об охране Всемирного наследия
Вся эта градостроительная агрессия разыгрывается в охранной зоне Московского Кремля – объекта Всемирного наследия.
В оптимистической публикации о проекте сообщается, что “был даже проведён визуально-ландшафтный анализ с учётом всех требований экспертов ЮНЕСКО”. Даже (!) - на какие только жертвы не приходится идти несчастным застройщикам и их верным зодчим.
Мы не знаем, заглядывали ли авторы в "требования экспертов ЮНЕСКО", но мы-то заглядывали. Эксперты мониторинговых миссий ИКОМОС изучали проект в 2015 году и вынесли резко отрицательный вердикт.
Международные эксперты подчеркнули в официальном отчете, что комплекс исторических зданий на Варварке, 14 “имеет культурную ценность, которая требует правовой защиты”. “Комплекс будет выстроен заново, при этом подвергнется существенной трансформации: радикальному изменению западного, южного и отчасти восточного фасадов, в сильном контрасте с подлинным комплексом. Подобного не должно случиться со зданиями, которые являются единственным сохранившимся фрагментом подлинной исторической застройки района и активным элементом исторической структуры… Желание увеличить объем гостиницы ведет к превышению габаритов по сравнению с подлинным комплексом зданий. Высоту гостиницы предполагают увеличить на два этажа (миссия была проинформирована о том, что, по условиям соглашения, требуется еще большая высота), в то время как объем значительно расширяется на запад, к церкви Георгия Победоносца на Псковской горке. Исследования, проведенные миссией, показали, что в этом случае комплекс войдет в конфликт со всем ансамблем ул. Варварки и с церковью Георгия Победоносца на Псковской горке, чей силуэт ранее доминировал”.
Исходя из этого, международные эксперты дали предельно четкие “Рекомендации по проекту гостиницы”:
“1. Избегать физической подмены или радикальной архитектурной трансформации существующего комплекса (Варварка, 14), который является последним свидетельством подлинной исторической городской ткани, утраченной в этом районе.
2. Новый проект не должен превышать габаритов существующего комплекса, согласуясь с масштабом и силуэтом ансамбля на улице Варварка, а также с расположенной рядом церковью св. Георгия на Псковской горке.
3. При соблюдении этих условий возможно воссоздание оригинального фасада трехэтажного здания общества «Якорь» на улице Варварка, на основании архивных планов, сохранившихся с 1897 года.
4. Представить проект в Центр Всемирного культурного наследия на рассмотрение, с приложением анализа воздействия на улицу Варварка и на культурное наследие в районе”.
Из этих условий в новой вариации проекта соблюдено только третье. Объем сохраняемого увеличен, но объем сносимого по-прежнему огромен. Все остальные "требования экспертов ЮНЕСКО" новый проект нарушает столь же радикально, как и старый.
По нашей информации, проект обсуждался застройщиками и был согласован (не знаем пока – официально или неофициально) с Москомархитектурой и Мосгорнаследием. Которые, при всем к ним уважении, пока что не заменяют Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Снос уже начат, габариты превышены, радикальная архитектурная трансформация налицо.
Поэтому реализация проекта в таком виде – это, по нашему мнению, не что иное, как явное нарушение международных обязательств Российской Федерации и поручений Президента РФ об обеспечении исполнения положений Конвенции об охране Всемирного наследия и решений ЮНЕСКО по поводу российских объектов Всемирного наследия.
Стало быть, на Варварке, 14 - в результате полнейшего народного единства московской мэрии и знатных девелоперов - создана зона абсолютной правовой свободы, в которой не действуют ни законы Российской Федерации, ни постановления ее Правительства, ни требования ратифицированной нашей страной еще в 1988 году международной конвенции.
А территория стройки в двух шагах от Кремля ограждена по всему периметру неприступными “силовыми лесами” и металлическим забором трехметровой высоты. За этим железным занавесом рушат то, что уцелело в градостроительной мясорубке 1930-х. Пока что ломают только один корпус. Но снос предусмотрительно начат в праздник, и до 7 ноября никто, кроме градозащитников, не будет вмешиваться.
Да и после 7 ноября – кто будет?
Закон – экскаватор, прораб – прокурор.
Фото: “Архнадзор”