Пересмотр

Новые поручения Владимира Путина о культурном наследии. Ревизия началась
Константин Михайлов
Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам медиафорума ОНФ «Правда и справедливость», прошедшего 16 мая 2019 года. Поручения опубликованы на официальном сайте Кремля. Часть их посвящена культурному наследию.
И это неудивительно, поскольку на форуме ОНФ о нем был большой разговор. Демонстрировали видеоролики, рассказывали о бедствиях памятников в разных регионах. И разговор не остался без последствий.
Три поручения
Итак Правительству России поручено:
«подготовить при участии экспертного сообщества и представить предложения, направленные на стимулирование привлечения инвестиций для финансирования мероприятий по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на пересмотр требований к сохранению, содержанию и использованию этих объектов». Срок – 31 октября 2019 г.;
«обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих отнесение полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия федерального значения исключительно к полномочиям соответствующих федеральных органов исполнительной власти». Срок – 1 декабря 2019 г.;
«рассмотреть вопрос о повышении открытости информации при реализации программ по благоустройству дворовых и общественных территорий, включая опубликование планов благоустройства территорий (с приложением спецификаций, чертежей и иных графических материалов) с указанием конкретных объектов, объемов и источников финансирования, сроков выполнения работ по благоустройству территорий, а также фотофиксацию выполненных работ и обязательное размещение материалов фотофиксации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Доклад – до 1 декабря 2019 г.
Что это может означать
Начнем с последнего, с открытости программ по благоустройству. Мы относим его к сфере культурного наследия, поскольку оно, очень может быть, навеяно дикой и антихудожественной вологодской историей с бетонированием городской реки. Президенту публично рассказали об этом еще в феврале; поднимались вопросы благоустройства и на майском медиа-форуме.
Поручение о федеральном госнадзоре за федеральными памятниками (вопрос был поднят председателем ЦС ВООПИК Артемом Демидовым в декабре 2018 года на заседании президентского Совета по культуре и искусству) не означает, как можно вообразить, прямого намерения воссоздать Росохранкультуру или иной специализированный на охране памятников федеральный госорган. Функции госнадзора за всеми федеральными памятниками могут быть просто возвращены Минкультуры РФ, как это было до «французской» реформы 2009–2010 гг.
Это будет означать новую реформу: у регионов, скорее всего, под шумок отберут часть федеральных субвенций (хотя, как недавно выяснила Счетная палата, именно госнадзор-то за федеральными памятниками региональным госорганам не оплачивают); основная нагрузка ляжет на территориальные управления Минкультуры; но и центральный аппарат министерского департамента госохраны наследия начнут, что называется, рвать на части.
Теоретически качество и боевитость госнадзора от всего этого может повыситься – хотя бы потому, что теруправления федерального министерства не подчиняются губернаторам и региональным правительствам. Практически… учитывая, что с 1 января 2021 года должны, согласно другому поручению Владимира Путина, данному им в тексте Послания Федеральному собранию на 2019 год, прекратить действие все ныне существующие нормативные акты, в том числе ведомственные и региональные, в сфере контроля и надзора, и к этой дате должна быть обновлена вся соответствующая нормативная база – госнадзору как таковому предстоит в ближайшие годы нелегкий период реформы и апробации стремительно подготовленных новых регламентов известным методом проб и ошибок. Культурное наследие, как известно, ошибок не прощает – мстит исчезновением.
Пряник и пряник
Теперь о самом важном, первом поручении.
Что касается стимулирования инвестиций, то у Правительства РФ на самом деле уже практически есть описанная нами несколько дней назад «программа Голодец – Мединского», предусматривающая создание разнообразных налоговых и иных экономических преференций и льгот для инвесторов в наследие. Сформулированная для усадебного наследия, она на самом деле универсальна и может, если профильные финансовые ведомства перестанут ей сопротивляться, стимулировать привлечение инвестиций ко всем сортам памятников. Кроме разве что стоящих в беспросветной глуши. Так что эту программу считаю необходимым поддерживать – и дополнять, если у сообщества хранителей национального наследия возникнут другие плодотворные экономические идеи.
А вот что касается «пересмотра требований» – это требует отдельного разговора.
Напомним, что на медиа-форуме ОНФ Владимир Путин высказался так:
«Очень ужесточены правила использования таких объектов, очень жёсткие правила по порядку их восстановления. И всё это в значительной степени, я не хочу сейчас никого критиковать, сделано было с подачи различных общественных организаций и специалистов, которые утверждают, утверждают ‒ это я условно говорю, но тем не менее по их предложениям были сформулированы такие жёсткие требования, которые в значительной степени сделали неэффективными правила их восстановления и использования».
Президент добавил к этому: «Я думаю, что в контакте с теми людьми, которые посвящают этому значительную часть своей жизни и действительно являются специалистами, заботятся о сохранении этих объектов, нужно провести ревизию того, что происходит реально в этой сфере. И принять более сбалансированные решения, которые позволяли бы и делали более эффективным восстановление этих объектов и их дальнейшее использование, не нарушая, конечно, того, что привело бы [эти объекты] в ходе их эксплуатации к фактической ликвидации».
Отметим, что над текстами президентских поручений явно работают профессиональные люди, знающие цену словам. Президент говорит о ревизии, т.е. об инвентаризации и оценке. В поручениях возникает «пересмотр». Почти одно и то же, но акцент сделан совершенно понятный. Пересматривают то, что признано неверным и ложным.
Президент говорит о «сбалансированных решениях», которые позволят обеспечить сохранение памятников – в поручениях их пропал и след. Хорошо, что уцелело «участие экспертного сообщества».
Мы можем не без оснований предположить, что вокруг темы охраны памятников «на верхах» сформировалось некое «лобби», которое, увы, работает против них. То есть старается убедить всех подряд, и Владимира Путина в первую очередь, что излишняя строгость охранных законов и ограничений делает невозможным и неэффективным восстановление и использование памятников истории и культуры. А если ограничения ослабить – частные инвесторы расхватают памятники, восстановят все без участия госбюджета и излечат государство Российское от многолетней головной боли.
А вот о том, что есть масса действительно бессмысленных экономических, финансовых и административных ограничений, отталкивающих инвесторов от наследия, они отнюдь не кричат на каждом углу.
Ничем иным лично я не могу объяснить постоянные призывы к «либерализации» законодательства об охране наследия.
Подозреваю, что это гипотетическое лобби – строительное, поскольку территории десятков тысяч памятников и ансамблей в центрах российских городов – это лакомые земельные участки, которые оно пока не может с выгодой для себя освоить в силу этого самого законодательства. То есть, конечно, может, но ему пока что приходится преодолевать сопротивление системы охраны наследия, не говоря уж о градозащитниках.
Если послушаться этого лобби, то обычная ситуация «кнута и пряника» (законопослушным собственникам и инвесторам – льготы и преференции, вандалам – строгость закона) сменится на систему «пряника и пряника»: законопослушным – льготы, а вандалам – либерализацию, да заодно и льготы.
Этого нет, конечно, ни в выступлениях, ни в поручениях Владимира Путина. Но есть все основания опасаться, что вместо ревизии и «сбалансированных решений», о которых говорил Президент, вместо отмены действительно избыточной регламентации – под девизом исполнения июльских президентских поручений 2019 года будет сделана попытка демонтажа складывавшейся десятилетиями системы охраны национального наследия.
Ведь инициативные товарищи из года в год не перестают подбрасывать, в том числе в виде законопроектов, свои навязчивые идеи – легализовать строительство на территориях памятников, разрешить освоение подземного пространства под ними, решительно сократить охранные списки, проводить реставрации силами общестроительных рабочих, отменить историко-культурную экспертизу при отказе включать выявленные объекты в Единый госреестр, предоставить регионам право снимать памятники с госохраны и т.д. и т.п. Они, кстати, уже добились серьезного сокращения сферы археологического обследования российских территорий и введения компенсаций убытков и упущенной выгоды собственникам земельных участков за установление госорганами (и за их счет) зон охраны объектов культурного наследия, что грозит параличом этой работы по всей стране.
Им не нужны сбалансированные решения, им на самом деле не нужны никакие инвестиции в наследие – а нужны земельные участки, занятые памятниками, и сокращение издержек на их освоение.
И слово «пересмотр» они теперь поднимут на флаг.
Для «Хранителей Наследия» – комментарий архитектора-реставратора высшей категории Сергея Куликова:
– В сфере охраны наследия у нас сложилась парадоксальная ситуация: базовый закон недостаточен для его защиты, а администрирование – без смысла и логики – избыточно. В результате и инвесторы, сталкиваясь с памятником, говорят: ой, сколько препон, ничего не возможно сделать. Я каждый раз спрашиваю: а специалистов не пробовали позвать? Все возможно, сотни объектов восстанавливаются и служат новой жизни…