Защитные зоны – в законе

23.03.2016
Защитные зоны – в законе

Важнейший законопроект принят Госдумой во втором и третьем чтении

«Хранители Наследия»

22 марта 2016 года Государственная дума приняла одновременно во втором и третьем чтении т.н. законопроект о «защитных зонах», вносящий важные дополнения в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия”. “Защитные зоны в законе” с одной стороны, обещают покончить с градостроительной вакханалией в ближайших окрестностях памятников и ансамблей, с другой – стимулировать разработку и принятие “регулярных” зон охраны объектов культурного наследия.

Законопроект предусматривает установление для памятников и ансамблей, не обеспеченных персональными, либо объединенными зонами охраны (таковых в России около 85 процентов) временных защитных зон с очень строгим режимом, запрещающим в их границах новое строительство и реконструкцию, связанные с изменением габаритов, причем без каких-либо огоровок о пресловутой “регенерации”. По общему правилу, границы защитных зон устанавливаются механическим образом: в населенных пунктах – 100 метров от границы памятника и 150 от границы ансамбля, вне населенных пунктов – соответственно 150 и 250 метров. Если памятник или ансамбль не имеют утвержденной территории, то границы защитных зон отмеряются от внешней стены памятника или от внешнего контура ансамбля: 200 метров в населенных пунктах и 300 – за их пределами. Границы защитных зон должны вноситься в госкадастр недвижимости в течение 15 рабочих дней с момента получения извещения о них от органов охраны памятников.

Следует отметить, что движение законопроекта, который прошел первое чтение в мае 2015 года, но затем был положен под сукно на несколько месяцев благодаря активному сопротивлению девелоперского лобби, резко ускорилось после обсуждения проблем охраны культурного наследия на Совете при Президенте РФ по культуре и искусству 25 декабря 2015 года.  Президент России Владимир Путин обратил в этот день особое внимание на “громкие конфликты вокруг застройки охранных зон” и поддержал представителей общественности, призывавших, в частности, к скорейшему принятию законопроекта о защитных зонах.

Второе чтение законопроекта в Госдуме тогда планировалось в лучшем случае в июле 2016 года. Однако уже 27 февраля 2016-го законопроект поддержало, внеся некоторые коррективы, Правительство РФ, 22 марта его одобрила Госдума, а к концу марта ожидается рассмотрение в Совете Федерации.

Принципиально важно, что защитные зоны не утверждаются госорганами отдельно для каждого памятника, а с вступлением закона в силу начнут действовать фактически в автоматическом режиме (для новых памятников – с момента принятия госорганами решения о постановке на охрану). И будут действовать, пока памятник не получит разработанную в установленном порядке, на основе историко-культурной экспертизы, “регулярную” зону охраны с регламентами и границами.

Правда, законопроектом предусмотрена и возможность установления региональными органами охраны памятников защитной зоны с иными границами - на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы. Это можно трактовать как уступку девелоперскому лобби, но с другой стороны, это означает, что границы защитных зон могут быть при необходимости и расширены госорганами. Верится в это, правда, с трудом, но теоретически это так.

Напомним, что в защитных зонах “в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство и реконструкция объектов капитального строительства, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади)”, “за исключением строительства и реконструкции линейных объектов”.

Требования закона не имеют обратной силы, т.е. не будут распространяться на разрешения на строительство, выданные до его вступления в силу (через 180 дней после официального опубликования).

Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательных мест с утвержденными регламентами.

Необходимо отметить, что перед вторым чтением в Госдуме законопроект был дополнен весьма важной статьей: «Решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими». Этот постулат дает возможность на полуслове пресекать любые разговоры на тему недействительности «устаревших» зон охраны, принятых в 1970-1980-е годы, которые так любят заводить в регионах власти и отдельные эксперты. На деле это приводило либо к несоблюдению требований зон охраны, либо к их прямой волюнтаристской отмене, как это недавно имело место в Казани. 

Досье. Авторами законопроекта - да продлят небеса их труды и дни - являются депутаты Государственной Думы Е.Г. Драпеко, Н.В. Левичев, Е.И. Кузьмичева, Е.Н. Сенаторова, З.Я. Рахматуллина, В.П. Водолацкий, М.Т. Гаджиев, Р.Ш. Хайров, И.Б. Богуславский, М.А. Кожевникова, И.В. Белых, М.М. Сафин, Н.И. Горовой, В.В. Иванов, Е.А. Вторыгина, А.И. Аршинова, А.Г. Когогина, В.В. Кабанова, М.С. Гаджиев, А.В. Казаков, член Совета Федерации С.Е. Рыбаков.

Заглавная иллюстрация: В. Верещагин. Пробиваться или отступать? Градостроительно-земельная комиссия пытается провести новый девелоперский проект через защитные зоны объектов культурного наследия. 

На главную