Памятник архитектуры в обмен на ларек
Махинация с «реституцией» – она же «реституция» с махинацией
Евгения Твардовская
В Ульяновске под домашний арест отправлен известный в городе предприниматель и православный меценат, по совместительству многодетный отец Сергей Кузнецов. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве при обмене недвижимостью с Симбирской епархией.
Следствием ФСБ установлено, что епархия получила от города бесплатно, по закону о «церковной реституции», два объекта исторической недвижимости: региональный памятник – дом купца Акчурина (см. заглавное фото) на ул. Федерации (440 кв. метров) со складом и мастерскими (399 кв. м); и аварийный дом на ул. 12 сентября (215 кв. м). Затем эти дома были переданы Сергею Кузнецову в обмен на примыкающий к территории Спасского женского монастыря торговый павильон «Сумки».
В ходе проверки у сотрудников УФСБ возникли вопросы. Во-первых, переданные епархии здания к Русской православной церкви не имели никакого отношения и под закон о возвращении Церкви ее имущества не подпадают. Во-вторых, очень уж неравноценный вышел обмен: по кадастровой стоимости торговый киоск тянет на 1 млн рублей, а вот два здания в центре города — на 29 млн рублей, которых муниципалитет добровольно лишился. В итоге возбуждено уголовное дело. Расследование ведёт Главное следственное управление СКР.
Следствие считает, что муниципалитету в результате сделки был нанесен значительный материальный ущерб. Также предъявлено обвинение в мошенничестве Ольге Колесниковой, владелице и директору Первого регионального агентства недвижимости (ООО «ПРАН», ранее оно, как утверждают СМИ региона, принадлежало супруге ульяновского губернатора Елене Морозовой). Ольга Колесникова от имени Симбирской епархии вела все переговоры с властями, сопровождала сделки по обмену недвижимостью. Сейчас она также находится под домашним арестом.
Меценатство за гранью мошенничества
Предыстория вопроса такова. В начале 2000-х в Ульяновске по инициативе тогдашнего главы митрополии — владыки Феофана - решено было возродить Спасский женский монастырь, притом на прежнем месте. Восстанавливать решили и колокольню с надвратным храмом, которые были снесены большевиками в первой половине прошлого века.
Но прямо рядом со строящимся храмом тогда размещался торговый павильон (в нем продавали сумки), который в возрождающийся архитектурный ансамбль не вписывался ну никак. «Ларек» площадью не больше 20 кв. метров броской надписью BAG закрывал вид на строящийся надвратный храм и, конечно, лучше бы было его снести. Церковь попыталась договориться с владельцами и выкупить павильон. Но хозяева захотели примерно 18 млн при кадастровой стоимости в 1 млн рублей.
Не договорились. Тогда – разработали схему.
В 2018 году митрополит Анастасий, преемник Феофана, обратился к мэру города Сергею Панчину с просьбой о безвозмездной передаче церкви двух вышеуказанных зданий – якобы - «религиозного назначения». В мае и июне 2019 года здания постановлениями мэра Ульяновска были переданы епархии «для использования в соответствии с целями религиозной организации».
Параллельно бизнесмен и православный меценат Сергей Кузнецов, ранее способствовавший восстановлению церквей в Прислонихе, Карсуне, выкупил злополучный павильон. Но сносить не торопился.
И – вуаля - при содействии агентства недвижимости под руководством Ольги Колесниковой произошел обмен объектами!
Получив права на закрывавший вид павильон, Церковь его тут же сносит; получив два исторических здания в центре города, Сергей Кузнецов начинает их эксплуатировать.
Тут и сказке бы конец. Но...
В конце 2019 года тревогу забил начальник отдела мониторинга и контроля развития сельских территорий Ульяновской области в ОГБУ «Агентства по развитию сельских территорий» Александр Брагин. Он опубликовал пост, который подхватили СМИ – о том, что часть дома Акчурина сносится и заново достраивается.
В Управлении по охране ОКН отметили, что никаких разрешений на проведение работ на объекте культурного наследия регионального значения не выдавали. Тут и всплыла вся история размена… Брагин дал следующий комментарий в СМИ: «И сейчас уже стало понятно, что тут афера по сути. За павильон 60 квадратных метров, который стоял у «Версаля», дали вот эти здания общей площадью около 1000 квадратных метров, и более 15 соток земли на улице Ленина. Готовлю заявление в правоохранительные органы о незаконных действиях чиновников, которые подписали документы по передаче объектов, и буду просить возбудить уголовное дело в отношении этих чиновников за превышение должностных полномочий».
Без меня меня крестили
Следствие заинтересовал странный момент: каким образом дом купца из династии Акчуриных мог когда-то быть в ведении Русской православной церкви?
Выяснили, что династия Акчуриных идет от татарского князя Адаша, жившего в XV веке. В конце XVIII века семью прославил Хасан Акчурин – крупный бизнесмен. И Хасан, и его предок Адаш не были православными. Но и за следующие полтора века дом купцов Акчуриных никак, ни единым намеком не был связан с Русской православной церковью.
Но именно православное прошлое должно было быть непреложным условием передачи здания епархии. Как быть?
По версии следствия, Ольга Колесникова, действуя от имени Симбирской епархии, подготовила подложный документ о конфессиональной принадлежности двух исторических зданий в центре города за подписью митрополита Анастасия.
Сам Анастасий в ходе допроса заявил, что о подлоге не знал и был обманут. Что сотрудничать с Ольгой ему «порекомендовали».
Затем уже Сергей Кузнецов отнес этот документ Ирине Котовой, директору музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», чтобы она подготовила окончательную справку для мэрии города.
Ирина в своих показаниях также ссылается на то, что была обманута бизнесменом.
После справка попадает в мэрию, и за подписью Сергея Панчина выходит распоряжение о передаче этих двух исторических объектов епархии.
Сергей Сергеевич в своих показаниях также заявляет, что был обманут. По делу он проходит потерпевшим.
Видимо, обманываться все были рады, так что спустя полтора века после своей смерти Хасан Акчурин становится православным. Более того – его дом становится объектом религиозной принадлежности.
Виноватых нет, только «пострадавшие»
Проблема тут не только в том, что объекты недвижимости были незаконно переданы Симбирской епархии. Проблема в том, что следом они были обменяны на ларек «Сумки». А теперь еще раз сравним кадастровые стоимости объектов - 29 миллионов и 1 миллион рублей.
Это значит, что, отдав здания за бесплатно, муниципалитет потерял 29 млн рублей, которые вряд ли в бюджете – лишние. Правда, сейчас звучит мнение о том, что на деле эти два объекта недвижимости ничего не стоят, одни развалюхи… Но если это так, то зачем православный меценат Сергей Кузнецов их вообще взял и ввязался в эту цепочку? Выкупил бы ларек «Сумки» и снес его - в виде подарка и помощи монастырю. Кстати, обвиняемый утверждает, что о такой услуге – «сделке» с епархией – его попросил глава города Сергей Панчин.
Он уже тоже дал показания, согласившись со следствием в том, что городу причинен ущерб. По информации СМИ, на допросы приглашены также первый зам главы горадминистрации Михаил Сычев и заместитель главы города — начальник управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Ульяновска Татьяна Горюнова.
На основании материалов УФСБ дело ведет следователь из следственного управления Нижнего Новгорода. Как видим, круг вовлеченных оказался широк. Втянуты оказались все – от городских управленцев, священнослужителей до бизнесменов.
Собственно, по этой причине следователь настаивал на заключении Ольги Колесниковой и Сергея Кузнецова в СИЗО, а также на ведении процесса в закрытом режиме. По его мнению, в преступную группу входят и другие лица, которые прямо сейчас могут уничтожать доказательства по делу. Однако суд решил иначе: и Ольга, и Сергей были отправлены под домашний арест, а заседания проходили в открытом режиме, так что все вышеизложенное теперь всем известно.
Но, с другой стороны, может, такая публичность поспособствует осознанию обвиняемыми своих деяний – пробуждению у них чувства стыда и вины? Ведь это очень показательная история – с точки зрения того, как легко и незаметно желание восстановить святыню превращается в оправдание беззакония и подлога. Как лукаво монастырское служение переводится в режим бизнеса, а закон о «церковной реституции» – превращается в инструмент наживы и исторического реванша.
И то, что в конце концов дело дошло до правоохранительных органов – тоже, своего рода, провидение: от сумы и тюрьмы не зарекайся…
Фото: Улпресса