После Патриарха

24.06.2017
После Патриарха

В Ниловой пустыни и Волговерховье теперь есть где приземлиться

Патриарх Московский и всея Руси в начале июня возглавил торжества по случаю 350-летия обретения мощей святого преподобного Нила Столобенского. Лагерь паломников в Нило-Столбенской пустыни Тверской области, где предстоятель отслужил литургию, насчитывал до трех тысяч человек! Знаменательная дата, большое событие. Как сообщали СМИ, «из Нило-Столбенской пустыни Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на вертолете отправился в деревню Волговерховье. Там он провел чин освящения истока Волги». 

Да, в Нило-Столбенской пустыни появилась вертолетная площадка. Как и в Волговерховье. В заповедных зонах, на открыточных видах теперь красуются заасфальтированные участки. По каким законам и правилам они там возникли? Кому они теперь нужны после того, как торжества отгремели? Наши коллеги из общественного движения «Тверские своды» проанализировали эти вопросы, а заодно и прочее благоустройство к высокому визиту. 

19030172_1395203523895889_7073147877747334533_n.jpg

«Тверские своды»

Патриарший визит уже три недели как история. Первая свежесть этой новости давно ушла, и пришло время оценить, чем же запомнят обыватели и туристы в Тверской области это знаковое событие. Осмелимся предположить, что - вертолетными площадками в заповедных зонах.

Нилова пустынь: асфальт и вертолет на месте исторического парка

Первая из них возникла в Ниловой пустыне – жемчужине Селигерского края, православной святыне, туристической мекке, настоящем архитектурном заповеднике, где можно встретить произведения практически всех мастеров-каменщиков, работавших в Осташкове с конца XVII по начало XIX века. До революции это был еще и музей-заповедник осташковской церковной живописи XVII-XIX веков. Этот заповедник был всегда на особом контроле – все-таки федеральный памятник  (тридцать одна постройка стоит на федеральной охране и только две – сад и дом садовника – на региональной).

Круто перемены пошли после кончины сначала патриарха Алексия в 2008-м, а затем – фактически отстраненного от управления архимандрита Вассиана (Шусты) (в 2010-м). С его отстранением, а потом и уходом реставрация, если ее можно так назвать, началась в пустыни все ускоряющимися темпами. Наружный ремонт последовал во всех жилых корпусах, а вслед затем начался и ремонт внутренний. Он продолжается и поныне. Надо отдать должное архимандриту Аркадию (Губанову): вплоть до последнего времени как-то удавалось балансировать на грани. Например, до нынешнего визита патриарха на острове не было тротуарной плитки и асфальта. В наши дни это почти подарок…

19055680_1395701760512732_4810988465556006111_o.jpg

К нынешнему юбилею ничего особенного не ожидалось. Ни одной глобальной, анонсированной реставрации не последовало. Разве только в сентябре-октябре 2016 года был заменен мост. С ним нужно сразу внести ясность. По поводу сноса старого моста справедливо льют слезы. Но тот, старый мост, тоже не был первоначальным. Это было сооружение начала 1990-х годов на дамбе, насыпанной, как утверждают, еще заключенными-поляками в 1939-1940-м. Мост был деревянный, очень «вкусный» для паломников, в исторических формах, но, требовал, чтобы его как-то или ремонтировали или меняли. Его предшественник был построен в 1905 году (мы надеемся о нем и его истории еще рассказать отдельно). Проект его утверждало Тверское губернское правление и губернский архитектор, то есть это была не самодеятельность монастыря. В 2016-м мост появился очень быстро. Он неплохой и практичный сам по себе, отличный, если бы он соединял какое-нибудь село, отделенное речкой от «большой земли». Но здесь от моста нужно что-то большее, а этого и не учли. Исключительное символическое значение, которое имеет мост в любой культуре, а тем более христианской, не учитывается. Он не отделяет мир от монастыря, а довольно бесцеремонно монастырь отпихивает, давая возможность мирскому началу развернуться там, куда его до этого водная гладь и худая переправа не допускали.

Копия (2) Изображение 014.jpg

андрей митрошин мост.jpg

На территории монастыря также кое-что изменилось. С 2012 года начались масштабные работы на северной стороне острова. Были снесены остатки каменной ограды и одна из двух башен переживших советское время башен 1766 года (всего их было три). Снесенная башня имела такой вид:

DSC_0651.JPG

Удивительно, что никакой реакции на ее снос ни с чьей стороны не последовало. В нынешнем году работы здесь фактически завершились: на северной аллее срыли береговую террасу, и восстановление федерального памятника становится невозможно – уничтожен не просто памятник, но и фундамент, и грунт, и теперь старый коренной берег изменен до основания. Фото 2012 года.

DSC_9126.JPG

И фото 2017 года:

DSC_3752.JPG

Никакой археологии при этом нам не известно. Вторая (и последняя историческая) башня еще стоит на углу у дамбы на Светлицу, но никакой реставрации ее нет, видимо, не планируется, и есть серьезные опасения, что однажды и этот памятник XVIII столетия исчезнет.

Многие памятники монастыря – старейшая церковь Всех Святых 1699 года, остатки палат Челищева, стена за ними – были на юбилей прикрыты громадными новыми баннерами, так что неясно, что под ними вообще находится и находится ли. Удивительно, но нынешний монастырь, уже скоро тридцать лет хозяйствующий на острове, совершенно не занимался парками. Сад в монастыре появился – около 2010 года, и теперь он уже большой и плодовитый. Появились и цветники. Но кое-что так и не возникло – хотя не стоило особых денег.

Это на старых фотографиях Нилова пустынь вся тонет в зеленом кольце парков и аллей. Сейчас парки Ниловой пустыни почти исчезли. До патриаршего визита поддерживалась в нормальном виде территория главного парка монастыря у Воздвиженской церкви, где было очень приятно побывать и посидеть. Было непонятно, почему же монастырь не занимается рекультивацией своего зеленого острова, впервые устроенного еще в 1 половине XVIII века. Ходили слухи – ради вертолетной площадки. Но ведь ее так легко было устроить где угодно, хоть на Светлице. Так нет же! Теперь именно на месте парка приземлился патриарший вертолет. Приземлился, хорошо. И до него не раз приземлялись. Но только ради патриарха площадку заасфальтировали! Буквально за день до его визита (это официальное фото от 3 июня 2017 года, еще ничего не сделано).

с патриархом2.jpg

И как теперь там восстанавливать парк (который был и остается федеральным памятником)? Выковыривать асфальт? А станут ли этим заниматься?

Повторим: пока примеры откровенного варварства в монастыре единичны. Мы не знаем ничего (ибо туда нет доступа посторонним) в каком виде уникальная лепная декорация 1760-х годов в церкви Петра и Павла. Не знаем, что и как делается в церкви Всех Святых (она уже много лет в глухом тепляке). Почему не проведена консервация руин Покровской церкви, превращающихся на глазах в прах (а они были в очень неплохом состоянии, местами было цело оконное железо, пороги и проч.)? И кто разрешил снос северо-западной башни?

Волговерховье: вертолетная площадка как точка отсчета

Вторым пунктом патриаршего визита было Волговерховье. Как и Нилова пустынь, это выдающийся туристический и паломнический объект. Стратегическое для развития края значение имеет дорога к этому месту. Она – единственная, идет через Свапуще, Стерж, Вороново. Край глухой. И всегда был глухой. Правда, дореволюционная «глухомань» и нынешняя – это разные понятия. Очень режет глаз на старых снимках вид ухоженных полей там, где сейчас мы знаем только леса и болота. Сама часовня на истоке смотрелась по-другому в полукольце крестьянских покосов и пашен.

Копия (4) Изображение 018.jpg

Времена изменились. Волговерховье сжалось в свои пределы, полностью превратилось в дачную деревеньку, последние коренные жители которой ушли из жизни в начале 2000-х. Давно исчезли школа, монастырские здания (их места частью застроены, частью заросли) и большинство старых домов. Остались две церкви, новодельная часовня, построенная священником Валентином Цвелевым в начале 2000-х просто так, без особой идеи (злые языки уверяют, чтобы отметить свое присутствие). И, конечно, остался Исток (фото 2012 года).

DSC_0035.JPG

Волговерховье – это заповедник, куда нужно идти. Устроить там пеший маршрут несложно. По факту, так и хотели сделать в конце 1990-х годов. Но по факту территория была лишь несколько обновлена, а в 1999 году открылся женский монастырь, долгое время (года чуть не до 2010-го), числившийся больше на бумаге.

Для того, чтобы как-то урегулировать хозяйственную деятельность на данной территории, был разработан и в 2003 году принят (постановление Администрации Тверской области №180-па, от 09.06.03) проект охранных зон, предусматривавший особые регламенты для ряда территорий. Особенное внимание уделялось, конечно, деревне Волговерховье, которая должна была стать заповедником. Туристическая база проектировалась на пустоши Люшино, а для деревни Воронова разрабатывались регламенты для застройки.

С 2011-2012 годах Исток принял современный вид, нельзя сказать, что очень удачный, хотя уже привычный. «Первый мост» стал бетонным и откровенно уродливым. Дело в том, что с 1999 года с Истока отправляется Волжский крестный ход, первое время тоже полуформальный и народный, а примерно с 2002-2003 годов ставший официальным церковно-государственным мероприятием, давно уже с Волгой связанным очень приблизительно. Дорожка к истоку изначально была булыжная, ее так мостил еще старый Ольгин монастырь. Булыжником можно было бы ее сделать и сейчас. Во всяком случае в ПЗО по Волговерховью это оговаривается. Там же особо оговаривается требование не террасировать холмы, оставляя их в первозданном живописном виде. Их нужно всего лишь скашивать, не допуская зарастания. Ну, и поддерживать небольшие исторические посадки – например, старых елей по бывшей южной границе монастыря. Столетние ели, хорошо видные на фотографиях 2000-х годов, окончательно спилили нынешней весной. На последних снимках их уже нет – и сразу видно, как потерял красоту пейзаж без этих великолепных зеленых вертикалей. В это же время были обновлены и постройки монастыря. Капитально обновлялась Никольская церковь (2009-2010). Наконец завершили многострадальную реставрацию Преображенского собора (к 2012-му, но отдельные ремонты продолжаются). Капитально обновлялась и часовня на истоке – тоже около 2011 года. Монастырь примерно с 2008-2009 года (со сменой настоятельницы) начал обретать вид женского монастыря. Но все равно положение обители остается очень трудным.

01-6-768x512.jpg

05-3.jpg

К приезду патриарха, на истоке заново возвели мостки и входную арку с иконой. Большие работы были связаны с ремонтом дорог. Дорога через деревню стала гладкой и ровной, но к истоку – вот к истоку теперь никакой булыжной дороги не будет. То, что от старой дороги оставалось, разровняли, разгребли, и устроили ступеньки.

Но даже это можно как-то понять. (Хотя превращать такую часовню в подобие купальни на частной даче – не слишком ли?)

Но чего понять никак и никогда нельзя – ну, зачем и в этой заповедной деревне вертолетная площадка?! Почему хотя бы не в Воронове? И что теперь с ней делать?

19029556_1070592109737791_290535101978792747_n.jpg

И более всего жаль Михаила Юрьевича Смирнова. Работы кипели, исток и Нилова бетонировались и расчищались, все охранные зоны и правила приличия для таких мест нарушались, а начальник главного управления по государственной охране объектов культурного наследия, важно глядя с прищуром вдаль, следовал в свите за губернатором. Хватило ли у него духу сказать ему или еще кому-то из начальства, что вообще-то у этих мест есть утвержденные охранные зоны?

Кто его знает...

P.S. А картину-то патриарху подарили матушки в Ольгином монастыре с изображением обители еще до нынешнего благоустройства.

Заглавное фото: вертолетная площадка в Ниловой пустыни

Фото: Пресс-служба правительства Тверской области, Павел Иванов, Валерий Кустов, Андрей Митрошин, Юлия Смородова 

На главную