Провожаем 2018-й, встречаем 2019-й
«Хранители Наследия»
СОБЫТИЯ ГОДА: СЕМЬ ВАЖНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ В 2018-м
1. «Ожог федерального значения»: Успенский храм в Кондопоге
Фото: Илья Тимин
10 августа почти полностью была уничтожена пожаром церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге — шедевр русского деревянного зодчества 1774 года, одна из самых высоких церквей на Русском Севере - 42 метра.
Сейчас завершается консервация остатков храма. 21 декабря состоялся вывоз сохранившихся элементов Успенской церкви в специально оборудованное помещение, о чем сообщил сайт Правительства Карелии. Одновременно с этим завершается строительство консервационного укрытия над алтарным прирубом церкви. Вопрос восстановления Успенской церкви рассматривался на заседаниях Научно-методического совета по культурному наследию при Минкультуры России и Научно-экспертного совета по историко-культурному наследию при Управлении по охране памятников Карелии. Большинство специалистов поддерживают идею восстановления храма. Как отмечают карельские власти, речь идет именно о восстановлении, а не воссоздании храма, так как он не утрачен полностью.
Продолжается сбор средств на восстановление храма. Сумма пожертвований на составляет более 5,5 млн. руб.
2. Волонтеры наследия вошли в правовое поле
Президент России Владимир Путин подписал 18 декабря 2018 года федеральный закон о внесении изменений в ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия…» и ФЗ-135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Закон принят Госдумой 6 декабря, одобрен Советом Федерации 11 декабря 2018 года.
Суть перемен в законодательстве, венчающих Год добровольца (волонтера) в России – официальный допуск волонтеров к работам по сохранению объектов культурного наследия – как включенных в госреестр, так и выявленных.
Федеральный законодатель не конкретизировал, к каким именно работам на памятниках могут допускаться волонтеры, и предоставил эту почетную обязанность Правительству РФ.
Дело, стало быть, за подзаконным актом. Министерство культуры России, очевидно, было готово к такому повороту событий. Еще до поступления «закона о волонтерах наследия» в верхнюю палату парламента оно опубликовало на Федеральном портале нормативных правовых актов проект «Положения об особенностях участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия, а также видах работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых указанные лица могут участвовать».
Общественное обсуждение этого проекта закончилось 24 декабря 2018 года.
3. Храм Покрова на Нерли: возвращение национального пейзажа
Фото: Дирекция Боголюбовского луга
Ради красоты и чистоты «иконы национального пейзажа» - всемирно известного храма Покрова на Нерли – с Боголюбовского луга убрали опоры ЛЭП. Это безусловная победа истинно культурной политики. Пожалуй, впервые историческая ценность и красота наследия - на глазах у всей страны – пересилили экономические факторы.
В 1960-х годах линию «Ковров-Владимир» проложили в 100 метрах от церкви – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Полвека не смолкали призывы избавить памятник и канонический пейзаж от проводов и двурогих металлических опор, которые оказались выше старинного храма. Но благие намерения выливались в солидную сумму, которая сначала равнялась 150 млн рублей, а после серии экономических кризисов выросла до 260 млн. И все же затягивание процесса в чем-то помогло: время не щадило и ЛЭП, линия устаревала и становилась экономически нерентабельной.
В 2011 году на Боголюбовском лугу побывал самый знаменитый фотограф-любитель России, а в тот момент президент нашей страны Дмитрий Медведев. Не известно, какие эмоции он испытал, обнаружив, что опоры ЛЭП настойчиво лезут в кадр и сильно ограничивают фотографа в выборе ракурса съемки, но в дальнейшем именно этот визит главы государства стали считать моментом, когда ситуация сдвинулась с мертвой точки.
В первые дни 2016-го информагентства сообщили, что, благодаря стараниям губернатора Владимирской области Светланы Орловой, "на государственном уровне" принято-таки решение о переносе.
Демонтаж начался 8 февраля 2018 года. За пару дней до него, 6 февраля, запустили новую линию протяженностью 6 км, которую проложили в значительном отдалении от Покровского храма. За три недели рабочие убрали с Боголюбовского луга 18 опор ЛЭП. Работы производились ПАО «Россети», причем специально зимой, по замерзшей почве и снегу, чтобы защитить почву от воздействия техники. 27 февраля 2018 года с Боголюбовского луга была убрана последняя линия электропередачи.
Более того, теперь электроэнергия – самый большой друг древнего храма Покрова на Нерли: на нем установили ночную подсветку. С наступлением сумерек автоматически включаются «умные светильники» - диодные сенсоры: 16 из них вмонтированы в цоколь, четыре – освещают купол, еще столько же – крест. В планах организация ночных экскурсий: храмом Покрова на Нерли теперь можно любоваться в любое время суток и со всех ракурсов.
4. «Реставрация» в Монрепо: два пожара и разобранный Библиотечный флигель
Фото: Андрей Коломойский
К скандальной реставрации и вырубкам в усадебном парке добавились пожары. 2-го июня огонь начал распространяться во время праздника «Сиреневый день» - в лесу на самой окраине парка. Дым постепенно разнесло по округе. Сотрудники парка пытались потушить огонь. Пожарный расчёт быстро прибыл по вызову, однако сотрудникам МЧС пришлось отправляться к очагу возгорания пешком. 3 июня начался пожар, охвативший четыре гектара лесопарковой зоны музея-заповедника. Огонь разгорелся далеко от усадебных построек, за источником Нарцисс. К тушению пришлось привлечь пожарный поезд. В соцсетях активно обсуждался тот факт, что «и.о. директора парка (он же главный хранитель) сократил всех лесников, в обязанности которых входило, в том числе, сбережение Монрепо от пожара.
В конце декабря в соцсетях появилось фото «пустого места» - там, где находился деревянный Библиотечный флигель усадьбы. Как сообщили в официальных источниках: «Все разобранные бревна сруба Библиотечного флигеля перевезли на ранее согласованную площадку. Там бревна рассортировали по категориям возможного использования в соответствии с результатами микологического обследования, назначенного дополнительно. На официальном сайте парка в разделе «Новости реставрации» опубликован акт, по которому можно использовать для сборки сруба бревна третьей категории. После проведения исследований бревен указанной категории около 60%». То есть чуть больше половины. Учитывая общий негативный «шлейф» реставрации – не только публикации местных жителей, но и позицию ИКОМОС, ФНМС Минкультуры РФ, не внушает доверия ни представленная цифра, ни ожидаемый результат. Не исключено, что на историческом месте появится просто новодел в исторических габаритах.
5. Усадебное погорелье: Волышово (Псковская область) и Петрово-Дальнее (Московская область)
В ночь на 2 июля сгорела лучшая усадьба Псковской губернии – Волышово Строгановых. Дом в Волышове несколько лет пустовал и разрушался. Псковские власти то искали для усадьбы инвестора, то пытались заставить собственника - Росимущество - принять противоаварийные меры. Одинаково безуспешно. Соинвесторов не нашлось, зато нашлись поджигатели. По данным МЧС, пожар «возник от источника огня, занесённого в дом извне». Областной комитет по охране объектов культурного наследия инициировал внеплановую выездную прокурорскую проверку в отношении Росимущества. Ущерб оценивают в 30 млн рублей.
Пожаром практически уничтожен жилой флигель в подмосковной усадьбе Петрово-Дальнее (Петровское-Дурнево). Второй этаж рухнул, деревянные стены сгорели полностью.
Фото: Евгений Соседов
Уцелели фрагменты каменных стен первого этажа, цоколь. Территория усадьбы, пустующей более 15 лет, охраняется сторожами и даже собаками, однако посторонние сюда беспрепятственно проникают. За десять лет Госнаркоконтроль, а затем МВД, на чьем балансе находится Петрово-Дальнее, превратили великолепно отреставрированный усадебный ансамбль в груду руин. Кстати, у флигеля, пострадавшего в огне, некоторое время назад уже рухнул балкон. Как утверждают в подмосковном ВООПИК - без последствий для пользователей.
6. Спуск флага: снос и новое строительство на Софийской набережной в Москве
Квартал между Софийской набережной, Болотной улицей и Фалеевским переулком расчищен и там начинается строительство элитного жилого комплекса. В охранной зоне Московского Кремля – памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО: высота – 21 метр, этажность – до 6 этажей. 137 квартир. 35 тысяч кв. метров над землей, чуть меньше – под. Заодно будет поставлен рекорд по застроенности участка. Тут с 1147 года не было такой плотности доходных квадратных метров.
7. Остановлен массовый снос исторических домов в Боровске
Городская администрация начала приводить в исполнение свое распоряжение от 29 декабря 2017 года, согласно которому до конца 2018-го должны быть снесены 17 жилых домов, объявленных ветхими и аварийными. Среди них оказались как минимум двенадцать купеческих домов XIX – начала ХХ века на центральных улицах, создающих исторический облик Боровска. В списки на снос попал дом на улице Ленина, 22, на котором в 2017-2018 годах работал боровский «Том Сойер Фест». 13 октября - снесен дом на улице Ленина, 42; 16 октября - дом 31 по улице Володарского. 17 октября был начат снос на улице Володарского, 29. 18 октября в Боровск для переговоров с мэрией отправилась делегация Координационного совета градозащитных организаций России. В результате волна сносов была остановлена, судьбу каждого здания чиновники пообещали обсуждать вместе с общественностью, ну а в качестве начала – 20 октября все вместе вышли на субботник по консервации сохраняемых домов. Кроме того, в городе создается Совет по сохранению культурного наследия.
ФРАЗЫ ГОДА: СЕМЬ ВАЖНЫХ ЦИТАТ О КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ РОССИИ В 2018 ГОДУ
1. Владимир Путин, Президент РФ (на встрече с участниками Форума исторических поселений и малых городов в Коломне в январе 2018 г.):
Фото: сайт Президента РФ
«Вы сказали о необходимости сохранения исторической идентичности и в то же время указали на проблемы, связанные с текущей хозяйственной деятельностью и ограничениями. Это такое же противоречие, как между необходимостью и желанием сохранить окружающую среду и развитием тех мест, где люди проживают. Тем не менее, все равно нужно искать выход. Надо внимательно еще раз посмотреть, как решить задачу сохранения исторической идентичности этих мест, и в то же время не мешать развитию. Непростая задача, но над ней, конечно, нужно думать».
2. Владимир Мединский, министр культуры РФ (8 ноября 2018 года, после заседания Правительства России):
«Мы любые инвестиции потянем. Весь мировой ВВП можно будет направить на восстановление наших памятников, и этим деньгам будет найдено правильное приложение. Наша страна в этом отношении абсолютно уникальна».
3. Дмитрий Козак, заместитель Председателя Правительства РФ (во время визита в Калугу в марте 2018 г.):
«Здесь где памятник? Вот это памятник? Кроме фасадов, ценности здесь больше ничто не представляет, это абсолютно точно. Давайте менять правила. Только фасад! И люди там мучаются».
4. Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области (во время прогулки с Дмитрием Козаком по Воскресенской улице в Калуге):
«Самая большая проблема у нас, если честно сказать, с муниципальными объектами. А если полностью воссоздать объект, чтобы можно было снести, а потом заново построить?»
5. Владимир Панов, мэр Нижнего Новгорода (на встрече с градозащитниками и инвесторами):
«Я назвал два принципа, на которых будет строиться градостроительная политика. Первый: уважение к историчности. Второй: жители - важнее квадратных метров. На сегодняшний день я вижу неуважение к историчности. Глядя вам в глаза говорю, что вы берете грех на душу».
6. Игорь Шпектор, председатель комиссии Общественной палаты России по ЖКХ, строительству и дорогам (на совместном заседании Губернской думы Самары и региональной Общественной палаты):
«Ваш город зашкаливает количеством домов культурного наследия. Это просто смешно, я видел эти дома – ну какое культурное наследие? Это трагедия всей России: в свое время понавтыкали домов «культурное наследие», «историческое наследие» – они никакого культурного наследия не несут. Ну построен он был в 1903 году, ну и что?.. Я сейчас собираю данные, предложения мэров городов по городам, которые имеют такой же возраст как ваш, с тем чтобы провести на уровне палаты с приглашением министра Мединского и решить вопрос, как убрать дома из культурного наследия, чтобы была возможность или сносить дома, или делать ремонт, но исходя из других позиций. Это очень важно».
7. Анор Тукаева, руководитель Благотворительного фонда «Крохино» (после вручения премии РГО):
«Человек - мал, и человек - велик. Я всегда повторяю про себя эту фразу, находясь в крохинском храме, когда думаю о том, какие мы, волонтеры, маленькие против могущественных стен храма. И как мы велики, что не боимся сохранять его, несмотря на ничтожность наших сил и ресурсов.
Не хочется больше никаких слов. Очень хочется, чтобы храм выстоял».