Ромен Роллан в доме 41 на Сивцевом Вражке
Как хорошо, что его успели поставить под госохрану
Вольф Седых,
член Союза журналистов Москвы, Заслуженный работник культуры РСФСР
Юрий Панков,
член Союза журналистов Москвы, директор издательства «Автограф века»
От редакции. В середине февраля 2016 года Мосгорнаследие выпустило пресс-релиз о признании выявленным объектом культурного наследия старинного дома 1800 года на Сивцевом Вражке (№ 41, стр. 2). В сообщении здание величалось «редким образцом «допожарной» застройки Москвы», обладающим еще и “высокой мемориальной ценностью, поскольку связано с именем выдающегося российского и советского иммунолога Льва Тарасевича, основателя системы госнадзора за качеством вакцин и сывороток, жившего в этом доме с 1917 по 1927 годы, а также генетика Серебровского, который проживал в одной из квартир”.
Благодаря изысканиям авторов нашей сегодняшней публикации становится ясно, что мемориальная ценность этого здания на самом деле более чем “высокая”: оно связано еще и с именем всемирно известного французского писателя Ромена Роллана, который гостил здесь… у своих родственников.
А ведь этот дом чуть было не погиб два года назад, и уцелел только благодаря бдительности градозащитников.
В сообщении Мосгорнаследия упоминалось, между прочим, что в 2014 году здание находилось под угрозой сноса, но “благодаря совместным усилиям Мосгорнаследия и неравнодушных горожан по итогам научно-методического совета была подтверждена историко-культурная ценность постройки с рекомендацией отнести ее к памятникам истории и культуры”.
Стоящий в глубине двора Института сывороток и вакцин в Сивцевом Вражке, 41 двухэтажный дом с фронтоном практически недоступен для осмотра: территория института закрыта для посторонних. Благодаря публикации “Архнадзора” известна его старинная история. Это строение выстроено в 1800 г. изначально как жилое и одноэтажное, но к 1806 г. оно уже было надстроено вторым этажом.
Известна и история новейшая, в которой дом балансирован на краю гибели. Летом 2014 года на портале госзакупок появилось неприметное извещение о проведении «запроса котировок» на «оказание услуг по разработке проектной документации на снос объекта капитального строительства по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 41, стр. 2». Техническим заданием на проект сноса предусматривалось «устройство на месте сносимого здания площадки из железобетонных плит».
К счастью, в “Архнадзоре” вовремя обнаружили это поползновение, и представитель градозащитного движения сделал о нем заявление на одном из заседаний еще работавшей тогда Комиссии при Правительстве Москвы по градостроительству в зонах охраны (которая не давала, конечно, санкции на снос дома 1800 года). Мосгорнаследие официально известило пользователя здания (Научный центр экспертизы средств медицинского применения при Минздраве) о недопустимости самовольных действий по сносу.
Градозащитники на этом не успокоились: помимо регулярного дозора, они стали готовить заявление о признании его объектом культурного наследия – ввиду почтенного возраста, сохранности декора фасадои и интерьеров, мемориальной ценности. И такая заявка была подана, и Департамент культурного наследия Москвы, что называется, в соответствии с законом и совестью, присвоил дому статус выявленного объекта. Снос его стал невозможен по закону.
А теперь – слово нашим уважаемым авторам, которые, как выяснилось, знают об этом доме несколько больше, чем знали “Архнадзор” и Москомнаследие в 2014-2015 гг.
Как же хорошо и правильно, что его успели признать памятником!
Среди объектов культурного наследия Москвы, охраняемых государством, числится расположенный в переулке Сивцев Вражек дом № 41. В свое время в этом здании размещался Институт микробиологии, директором которого был профессор Лев Александрович Тарасевич – ученик знаменитого французского ученого Луи Пастера. В 1920-1930-е годы в доме, примыкавшем к помещению Института, жили родственники Льва Тарасевича, в том числе сестра его покойной жены Екатерина Васильевна Кудашева и ее внук Сергей Сергеевич Кудашев. Екатерина Васильевна была матерью князя Сергея Александровича Кудашева - отца Сергея, родившегося в 1917 году от брака князя с Марией Павловной, дочерью русского полковника и француженки Мека Кювилье. Князь Кудашев скончался в 1920 году от тифа, и более десяти лет спустя Мария Павловна стала женой французского писателя Ромена Роллана. (Подробности их знакомства и фрагменты неизданных дневников Ромена Роллана - в недавней публикации Ю. Панкова – Ред.)
В июне – июле 1935 года по приглашению Максима Горького Ромен Роллан - лауреат Нобелевской премии, один из вдохновителей и руководителей антимилитаристского, антифашистского движения в Европе, верный друг нашей страны - провел вместе со своей супругой месяц в Москве, насыщенный многими встречами, в том числе и с руководящими деятелями СССР.
На четвертый день пребывания в советской столице Роллан и его жена навестили живших в доме № 41 в переулке Сивцев Вражек Сергея Кудашева и других родственников Марии Павловны. В опубликованном в 1989 году в переводе на русский язык «Московском дневнике» Ромена Роллана содержится запись об этом визите:
«26 июня, среда… Вторую половину дня посвящаем Машиной семье… Вся семья скучена в нескольких комнатках… По шаткой лесенке поднимаемся на голубятню к моему пасынку Сергею и его жене Тане, их комната находится под самой крышей из раскаленного толя, из окна видны высокие кроны деревьев. Из всех присутствующих Сергей вызывает у меня самую большую симпатию. Мне нравятся его красивые искренние и озабоченные глаза. У него в разгаре экзамены. Сегодня он успешно сдал второй зачет. (Сергей Кудашев был студентом механико-математического факультета МГУ. – Авт). (Цит. по: «Вопросы литературы», 1989 год, № 3, стр.213-214).
О Сергее Кудашеве упоминает в своем романе «Буря» Илья Эренбург, хороший знакомый Марии Павловны со времени их совместного пребывания в 1919-1920 годах в доме поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле, в Крыму.
О поездке Ромена Роллана и его жены в нашу страну летом 1935 года и их встрече в доме № 41 в переулке Сивцев Вражек с сыном и другими родственниками Марии Павловны подробно рассказывается в книге В.Седых «Звезды мчатся к Божеству» (М., 2000). Об этих же событиях повествуется и в другой книге того же автора «Я славлю пары воцаренье». Российские музы великих французов». (М., 2009).
В личном архиве В. Седых хранятся записанные им на магнитофон воспоминания Марии Павловны Кудашевой-Роллан, с которой он был знаком на протяжении почти 30 лет, а также Татьяны Николаевны Кудашевой о памятной встрече французского писателя и его супруги с ее сыном Сергеем и другими ее родственниками в доме № 41 в переулке Сивцев Вражек. Особенно волнующи воспоминания Татьяны Николаевны о ее муже, младшем лейтенанте Красной армии Сергее Сергеевиче Кудашеве, погибшем осенью 1941 года в бою при обороне Москвы от германо-фашистских войск.
В свете вышеизложенного и в связи с исполнившемся 26 января 2016 года 150-летием Ромена Роллана мы полагали бы целесообразным установить на доме № 41 в переулке Сивцев Вражек мемориальную доску примерно такого содержания:
«26 июня 1935 года, во время своего месячного пребывания в Москве по приглашению Максима Горького выдающийся французский писатель и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии, верный друг нашей страны Ромен Роллан навестил вместе со своей супругой Марией Павловной Кудашевой-Роллан живших в этом доме ее сына Сергея Кудашева и других ее родственников. Осенью 1941 года младший лейтенант Красной армии Сергей Сергеевич Кудашев погиб в бою при обороне Москвы от германо-фашистских войск».
Заглавная иллюстрация: Мосгорнаследие.
Иллюстрация: фотография, сделанная Сергеем Кудашевым 26 июня 1935 года во время визита Ромена Роллана (в центре) и его жены Марии Павловны Кудашевой-Роллан (слева) в дом № 41, стр. 2 на Сивцевом Вражке (из архива авторов). Справа от Роллана - свекровь Марии, Екатерина Васильевна Кудашева. Слева от Марии - брат Екатерины Васильевны, граф Эссен Стембок-Фермор. Рядом с ним - Татьяна, жена Сергея, сына Марии Кудашевой-Роллан.