В Тамбове ломают дом XVIII века: все правы и могут высказаться

«Если я запрещу работы... А вдруг они законные? А если я разрешу работы... А вдруг они незаконные?»
Евгения Твардовская
С утра в воскресенье на ул. Советской, 107, экскаватор начал ломать дом XVIII века – историческое здание комиссариатства. Это стало ответом на обращения градозащитников в инстанции – от местных до федеральных, лично к чиновникам, ответом на пикет, который прошел накануне, ответом на предписание Управления по госохране объектов культурного наследия Тамбовской области остановить работы.
«Отцы города» приговорили здание единогласно: сначала гордума постановила списать с баланса, затем горадминистрация выдала разрешение на снос. Никто и не скрывает, что участок под зданием на Советской, 107, принадлежит ООО «Сигма – С», одним из учредителей которого является жена депутата городской Думы, почетного гражданина города Геннадия Берстенева.
Подробности того, как дом, видимо, мешавший развитию данного участка в частности и города в целом, выводили из реестра выявленных объектов культурного наследия и готовили все дальнейшее - уже были на нашем сайте.
Снос начался 7 ноября. При этом, как свидетельствуют очевидцы, дом даже не отключили от коммуникаций, не оградили строительным забором. Кровлю разбирали, когда меньше чем в метре по тротуару шли пешеходы.
Спешка и наплевательство на все нормы – вполне четко говорили и о том, что инициаторы работ чувствовали свою безнаказанность, и о том, что вполне осознавали какую-никакую возможную ответственность, и хотели довести разрушение до точки невозврата, чтобы потом выждать, когда шум уляжется, если надо – покаяться, и начать задуманное строительство на месте исторического дома. Эта тактика хорошо знакома и вполне распространена в российских городах и весях. Собственно, как и «протокол реагирования» госорганов в таких условиях. Они действуют строго «в рамках» и по закону.
В Управлении по госохране объектов культурного наследия Тамбовской области с конца октября лежит заявление о включении дома в реестр. И сайт ведомства сообщает: «По истечении установленного срока будет принято решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень. Администрации города Тамбова выдано предписание о приостановлении работ по сносу указанного здания».
Работы никто не остановил, ну а срок, о котором идет речь - 90 дней. Так что - к Управлению претензий никаких: все в рамках...
Несколько раз в эти дни на Советскую, 107, градозащитники вызывали полицию, которая тоже делала все, что могла: приезжала, но вникать в тонкости законодательства о наследии не стремилась. Вот запись в ФБ активиста, местного журналиста Михаила Карасева: «Позиция полиции по поводу работ по уничтожению дома №107 по Советской: - Вы меня поймите. Если я запрещу работы... А вдруг они законные? А если я разрешу работы... А вдруг они незаконные? Вот скажите, мне что делать? - спросил активистов сотрудник полиции».
Полиция была и во время пикета 11 ноября. Вот что рассказала историк и краевед Марина Климкова: «Патруль приехал, по-видимому, не по нашему вызову, а по звонку рабочих, потому что его интересовало не отсутствие документов на демонтаж здания, а пикет. Рабочие пожаловались, что градозащитники не дают им поставить вокруг здания ограждение из бетонных блоков. А полицейский неожиданно потребовал от них разрешение на установку забора, которого, конечно, не оказалось. Не оказалось и документов на демонтаж здания. Полицейский заявил, что до понедельника никаких работ вестись не должно. На этом все и разошлись».
Утром следующего дня дом был снесен. Это момент истины. Истинных интересов всех сторон. Истинного отношения к городу, к жителям, к истории. Момент выбора между буквой закона и его сутью, между правдой и видимостью правды.
Градозащитники в письмах к главе администрации г. Тамбова, в УФСБ, Следственное управление Тамбовской области, а также Минкультуры – изложили свое видение юридической ситуации. Разработан проект объединенных зон охраны для соседних с домом федеральных памятников – Преображенского собора и Гостиного двора, который, по сведениям прокуратуры, согласовывается в Министерстве культуры РФ и проходит историко-культурную экспертизу. Дом по улице Советской, 107, там обозначен как обладающий признаками объекта культурного наследия. Также согласно утвержденным 28 сентября 2017 года Правилам землепользования и застройки дом по Советской, 107, попадает в пять защитных зон памятников, в которых ограничивается хозяйственная деятельность. Снос недопустим.
Юридическая сторона вопроса, как показывает практика, может, конечно, трактоваться по-разному. И чаще – то, что напрямую не запрещено, считают разрешенным. Но такие широкие мерки ведут к беспределу, если с ними подходить и к XVIII веку, то стоит говорить о том, что не запрещено уже ничего вообще. Можно все. Тем более если речь идет о выгодном месте в центре не самого крупного города, где все ветви власти и бизнес тесно переплетены.
Рядом с комиссариатством на реке Студенец – исторической точке начала Тамбова – возводится огромный ТЦ, коллектор которого признан незаконным уже несколько лет как (многочисленные постановления суда о демонтаже – застройщику не указ, коллектор живее всех живых), Державинский мост (историю его одиозной постановки на госохрану уже кто только не описывал, охранных зон памятника как не было, так и нет). Теперь расчищается место явно для нового строительства…
Кстати, за все эти пять дней широкого резонанса (надо сказать, пикеты в Тамбове – дело нечастое) никто из представителей администрации или народных избранников не счел нужным прокомментировать ситуацию, обсудить проблему и даже просто прийти на место событий.
Что теперь будет?
Скорее всего, все дискуссии сведутся именно в юридическую плоскость. Окажется, что каждый - имел право. Почетные граждане – почетно строиться, а общественники – высказываться. Управление по госохране начнет какую-нибудь положенную в таких случаях процедуру, которая ни к чему не приведет. И кто управление осудит?
Когда каждый прав – это значит, что каждый думает о себе, своем интересе, карьере. И не выходит за рамки... но не закона - а рамки, что сам для себя установил. И результат такого разгула демократии получается плачевным – уничтожение старейшего каменного здания города.
UPD1: Как сообщают тамбовские градозащитники, экскаватор сломал часть дворовой стены дома. Активисты добились приезда вице-мэра, который остановил демонтаж до выяснения обстоятельств.
Фото: Марина Климкова, Михаил Карасев