«Во всем богатстве их подлинности»

«Во всем богатстве их подлинности»

18.11.2014
«Во всем богатстве их подлинности»

В 2014-2015 гг. культурный мир отмечает два юбилея – полвека со дня подписания Венецианской хартии по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест (1964) и создания ИКОМОС - Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест. По сути, это один большой юбилей, поскольку взаимосвязь двух далеких уже событий видна невооруженным глазом. Во Флоренции только что завершилась «юбилейная» 18 Генеральная ассамблея ИКОМОС. К ее итогам «Хранители Наследия» вернутся чуть погодя, а сегодня мы хотим предоставить юбилейное слово члену ИКОМОС, профессору МАрхИ Наталье ДУШКИНОЙ:

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ХАРТИЯ. 1964-2014

15.jpg

Для понимания и популяризации современных принципов теории и практики реставрации выдающуюся роль сыграла главная доктрина ИКОМОС – «Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест», более известная в мире как «Венецианская хартия». В 2014 году исполняется 50 лет со дня ее подписания. Текст «Венецианской хартии» отметил своим появлением в 1964 г. принципиально новый этап в истории сохранения архитектурного наследия, и по своей значимости сам по себе является «памятником». Будучи преемственной к первому международному документу такого рода – «Афинской хартии» реставрации 1931 г., «Венецианская хартия» подвела итог длительного становления и развития европейской реставрационной мысли. Вплоть до сегодняшнего дня «Венецианская хартия» представляет собой теоретическую доктрину и этический кодекс профессионального мирового сообщества реставраторов. Она прошла проверку временем и неоднократно подтвердила свой высокий научный статус.

Необходимость в создании новой хартии стала особенно остро осознаваться в послевоенный период, который обнажил серьезные научные и методические проблемы. В 1957 г. в Париже был проведен I международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам, завершившийся приглашением итальянского правительства провести второй конгресс в Венеции. В мае 1964 г. II конгрессом, проходившем на острове Св. Георгия, в помещении фонда Giorgio Zini, было принято 13 резолюций, первая из которых представляла текст «Венецианской хартии», а вторая (поступившая от UNESCO) инициировала создание Международного Совета по памятникам и достопримечательным местам – ICOMOS (1965, Варшава - Краков). Небольшая рабочая группа в составе Пьеро Гаццолы (Piero Gazzola), Раймона Лэмера (Raymond Lemaire), сыгравших ведущую роль в основании ICOMOS, и Поля Филиппо (Paul Phillipot) из ICCROM подготовили текст хартии, подписанной 22 экспертами, преимущественно европейцами. Русский перевод «Венецианской хартии» был впервые опубликован в 1974 г. (Методика и практика сохранения памятников архитектуры. М., 1974, с. 123-127). Однако он содержал в себе ряд неточностей. Новый перевод, к 25-летию ратификации хартии, был осуществлен автором этих строк при консультации с С.С. Подъяпольским (Архитектура СССР, №4, 1990, с.20-25), и выверен с опорой на оригинал текста на французском языке и с учетом версий на других официальных языках ICOMOS (английском и испанском).

В «Венецианской хартии», провозглашавшей необходимость передачи памятников будущим поколениям «во всем богатстве их подлинности», устанавливалось пять важнейших принципов, суммирующих положения ее 16 статей:

1.        Подчеркивался приоритет концепции исторического сооружения, понимаемого расширительно – от отдельного памятника к группе сооружений, городской и сельской среде;

2.        Утверждались принципы консервации, которые распространялись как на сам памятник, так и на его окружение. Проводилась идея необходимости сохранения памятника in situ;

3.   Реставрация провозглашалась исключительной мерой. При этом реконструкция как таковая не допускалась: «всякая реконструкция должна быть исключена a priori». Выдвигалось требованиевсемерного уважения к подлинности структуры сооружения и его материала (памятники должны быть переданы будущим поколениям «во всем богатстве их подлинности»). Этот принцип распространялся и на наслоения различных эпох. При любом вмешательстве не допускалась фальсификация исторической и художественной документальности памятника;

4.     Работы, связанные с консервацией памятников археологии, должны выполняться только специалистами в этой области. Реабилитация археологического участка не должна наносить урон, искажать смысл и значение памятника;

5.      Любые действия должны сопровождаться составлением точной документации и публикациями.

В дальнейшем многие позиции получили свое развитие в серии международных хартий ИКОМОС, дополнивших текст «Венецианской хартии» в соответствующих областях. Среди них «Флорентийская хартия» по охране исторических садов, 1982; «Международная хартия по охране исторических городов», 1987; «Международная хартия по охране и использованию археологического наследия», 1990; «Нарский документ о подлинности», 1994, и другие (в том числе по культурному туризму, народной архитектуре, подводной археологии, обучению специалистов, кодекс этики и т.д.) Как правило, все эти документы разрабатывались научными комитетами ИКОМОС, а некоторые − при непосредственном участии ИККРОМ.

К этому следует добавить ратификацию «Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия» (Юнеско, 1972 г.), играющей роль программного документа в международной превентивной теории и практике. В соответствии с этой Конвенцией, вобравшей в себя основополагающие концепции «Венецианской хартии», каждая номинация памятника, предлагаемая для включения в Список Всемирного наследия, должна пройти «тест на подлинность» с точки зрения её поддержания в материале, замысле, мастерстве исполнения иокружении. В связи с этим устанавливалась иерархия действий для максимально возможного сохранения подлинности - поддержание, консервация, укрепление, реставрация, реконструкция, перечисленные в порядке нарастания их деструктивного воздействия на сооружение. По сей день, положения Конвенции и связанная с ней методология представляют собой действенные принципы международной консервации.

ИКОМОС / ICOMOS. 1965 - 2015


17.jpg

В 2015 году исполнится 50 лет со дня основания ИКОМОС – Международного Совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS, International  Council for Monuments and Sites). Это событие будет широко отмечаться в мире.

Из истории становления ИКОМОС. Необходимость в создании новой организации по сохранению наследия остро встала в послевоенный период, который обнажил серьезные научные и методические проблемы. В 1956 г. ЮНЕСКО приступило к созданию международного центра исследований в области консервации и реставрации культурной собственности (ICCROM/ИККРОМ) в Риме. В 1957 в Париже был проведен I международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам, завершившийся приглашением итальянского правительства провести второй конгресс в Венеции (на острове Св. Георгия, в помещении фонда Giorgio Zini). В мае 1964 г. II конгрессом, как говорилось выше, было принято 13 резолюций, первая из которых представляла текст «Венецианской хартии», а вторая (поступившая от ЮНЕСКО) инициировала создание Международного Совета по памятникам и достопримечательным местам – ИКОМОС (1965, Варшава - Краков). Выбор Польши в качестве места для создания международной организации нового типа был своеобразным символом послевоенного времени, данью уважения Варшаве, восстановленной после жесточайшего разрушения, и известным польским специалистам, включая Станислава Лоренца (Stanislaw Lorentz) и Яна Захватовича (Jan Zachwatowicz). Текст Венецианской хартии был подписан 22 экспертами, преимущественно европейцами. Советского представителя среди них не было, хотя делегация отечественных специалистов присутствовала в Венеции. Вплоть до сегодняшнего дня «Венецианская хартия» и ИКОМОС – неразрывно связанные явления.

В качестве места штаб-квартиры новой организации были предложены Мадрид, Брюссель, Венеция и Париж. Решающей оказалась телеграмма известного французского писателя и государственного деятеля, в то время министра культуры Франции Андре Мальро (André Malraux), подтвердившего готовность Парижа взять на себя расходы по содержанию дирекции ИКОМОС и реставрации известного здания в историческом квартале Марэ (Hôtel Saint Aignan на улице Тампль, 75), предложенного в качестве резиденции. Эти аргументы (вкупе с местонахождением в Париже ЮНЕСКО) сыграли определяющую роль.

Следует также подчеркнуть, что у основания ИКОМОС стояла духовная элита Европы, аристократы в прямом смысле слова. Исторически наследием всегда занимались люди высочайшей духовной организации, как это было во Франции, Италии, Англии, России в XVIII – начале XX вв. Сейчас ситуация сильно изменилась, устойчивые позиции в деле сохранения наследия все более занимают коммерция и бизнес.

Оценивая значение и вклад ИКОМОС в сохранение мирового культурного достояния, следует подчеркнуть следующие важнейшие особенности, которые выделяют его из ряда других институций, занятых сохранением наследия. Перечислим их вкратце:

1) ИКОМОС является одной из старейших и наиболее авторитетной международной организацией по охране культурного наследия с разветвленной организационной структурой, юридической базой, традициями и доктринами. Это самая крупная профессиональная научная организация, разрабатывающая теорию, методологию, этику и доктрину консервации, в том числе, многочисленные хартии, адресованные специалистам из разных областей реставрационной деятельности. Главный нормативный документ и своеобразный «этический кодекс», выработанный этой организацией – «Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест», более известная в мире как «Венецианская хартия» (1964), которая одновременно является значимым документом общественного и социального звучания;

2) ИКОМОС – это неправительственная организация, что исторически означало относительно малую степень ее политической ангажированности, а следовательно, способность к проведению независимой научной экспертизы (на чем до сих пор держится его авторитет);

3) Кроме того, это единственная международная организация, обладающая столь обширной, разветвленной сетью специализированных научных комитетов («Камень», «Дерево», «Витражи», «Подводная археология», «Культурный туризм», «Исторические города и поселения», «Исторические сады и парки», «Управление археологическим наследием», «Законодательство», «Документация», «Экономика консервации», «Настенные росписи», «Наскальное искусство», «Подготовка специалистов», «Наследие ХХ века», «Фортификационное и военное наследие» и многие другие), что составляет его уникальность. В составе ИКОМОС в середине 1970-х гг. было всего пять научных комитетов, сегодня их 26.

4) ИКОМОС обеспечивает систему связей между ведущими специалистами мира из различных областей знаний, связанных с сохранением культурного наследия. По сути дела, – это огромная «адресная книга», сеть профессионалов, в которой аккумулируется колоссальный научный и практический опыт. В этом – одна из его важнейших функций;

5) Соответственно (на основании вышеперечисленных параметров и характеристик), ИКОМОС с начала 1970-х гг. выступает в качестве ведущей экспертной научной организации ЮНЕСКО по Всемирному культурному наследию. Центр документации ЮНЕСКО, в котором сосредоточена информация по всем номинациям Всемирного наследия, находится в штаб-квартире ИКОМОС в Париже. Благодаря своему авторитету и участию в экспертизе по Всемирному наследию, ИКОМОС по сей день продолжает выполнять свою стволовую функцию в международном охранном процессе. Однако, именно благодаря тому, что ИКОМОС все более сращивается с системой Всемирного наследия, происходит постепенная утрата его автономности и специфики.

Отечественный вклад в историю ИКОМОС. С момента возникновения ИКОМОС ощутимо активное присутствие России (СССР), воспринимавшееся как дань уважения к многонациональной русской культуре, огромной стране, победившей во Второй мировой войне. В. Иванов, вице-президент ВООПИК, в 1965 г. был избран сначала вице-президентом I Генеральной Ассамблеи ИКОМОС в Польше, а затем – вице-президентом ИКОМОС (повторяя успех в течение трех выборных сроков). А. Халтурин, чиновник высокого ранга, был назначен первым президентом советского комитета ИКОМОС. Среди его членов были крупнейшие ученые и известные специалисты в области истории архитектуры, археологии, охраны наследия, а также чиновники разных уровней, представлявшие республиканские органы охраны наследия: А. Бунин, М. Дэвлет, Й. Глямжа, И. Маковецкий (отец), Е. Микулина, М. Мильчик, В. Орфинский, Г. Пугаченкова, В. Седов (последний президент советского комитета), И. Семенова, Ф. Томпс, Ш. Фатуллаев, И. Цицишвили, О. Швидковский (многолетний президент советского комитета), В. Янин, и другие. Деятельность советского комитета ИКОМОС, его финансирование и контроль осуществлялись в рамках Министерства культуры СССР. По-существу, это была «закрытая» организация, численность которой не превышала 25 человек. Российский комитет ИКОМОС, основанный в 1990 г., стал многочисленной организацией, имеющей несколько региональных подразделений.

С дистанции сегодняшнего дня, советский комитет ИКОМОС образца 1965-1990 гг. может рассматриваться как один из важнейших каналов проникновения в страну новейшей методологии и доктрин консервации. Публикация научных монографий, сборников статей и докладов, международных хартий, проведение конференций, посвященных тематике, созвучной мировой современной теории и практике, являлись следствием непосредственного участия советских специалистов в работе международного ИКОМОС, хотя оно и носило ограниченный характер. Вне сомнения, это был ценный научный и методический вклад, служивший делу сохранения отечественной культуры и ее памятников. Специально следует отметить создание в Институте искусствознания по инициативе О. Швидковского сектора «свода памятников», появившегося в результате дискуссий и решений, принятых в 1972 г. на конференции в Праге. Значимость работы этого подразделения, на протяжении десятилетий выполняющего натурное изучение, паспортизацию, научные исследования памятников практически по всей территории России, трудно переоценить.

Вершиной организационной деятельности советского комитета по праву может считаться подготовка и проведение V Генеральной ассамблеи ИКОМОС, которая состоялась в Москве и Суздале в 1978 г. На этой ассамблее произошло историческое утверждение Статутов (устава) ИКОМОС, на основании которых до сего дня осуществляется вся деятельность этой организации. В Москве А. Халтурин был избран вице-президентом ИКОМОС. На этом форуме происходило широкое общение с иностранными специалистами из 60 стран мира, подтвердившее высокие стандарты классической школы русской реставрации, пережившей (в отличие от других стран) полосу беспрецедентных сносов памятников в конце 1920-1930-х гг., а также тяжелый послевоенный восстановительный период. Международным специалистам был предъявлен закон об охране памятников, впервые принятый в 1976 г. и специально для ассамблеи опубликованный на английском языке. Кроме того, иностранные гости могли ознакомиться с итогами реставрации и реабилитации Суздаля, служившего на тот период времени примером «образцового» сохранения и поддержания малого исторического города в СССР. Международный авторитет отечественной школы реставрации укрепился, что имело, безусловно, не только научное, но и политическое значение. Сказывалось влияние «оттепели».

В 1979 г. был учрежден «Приз Гаццолы», который вручают членам ИКОМОС за выдающийся вклад в дело сохранения культурного наследия. Советский комитет проектировал и отливал первую медаль этого приза. Следующую, VI Генеральную ассамблею 1981 г. в Риме открывал А. Халтурин; В. Иванов был избран почетным членом ИКОМОСа, а Й. Глямжа – его вице-президентом, на посту которого находился до 1990 г. В 1990-1996 гг. в члены Исполнительного комитета дважды избиралась Н. Душкина. По существу, в течение тридцати лет со дня основания ИКОМОС, до 1996 г., наша страна постоянно входила в руководящие органы ИКОМОС, подтверждая тем самым статус державы, обладающей выдающейся культурой и международным авторитетом. Однако в настоящий момент эти позиции утрачены.

В целом следует отметить, что в 1970-1980-е гг. (не без влияния ИКОМОС) были укреплены позиции российской реставрации (в дореволюционный период шедшие вровень с европейской). Сложилась знаменитая реставрационная школа С. Подъяпольского, выпускника ИККРОМ (хотя в ИКОМОС он не состоял), впоследствии закрепившая успех публикацией фундаментального учебника европейского класса – «Реставрация памятников архитектуры», выдержавшего два издания (1988 и 2000 гг.).

На главную