«Я подписываюсь, потому что люблю»
Константин Михайлов
Олеся Балтусова, градозашитник и помощник Президента Татарстана по вопросам сохранения культурного наследия, опубликовала удивительную статью в журнале «Казань».
Я так специально говорю – «опубликовала», а не написала, потому что написали ее граждане Казани и других городов – Москвы, Санкт-Петербурга и даже Лейпцига. Они подписались под петицией в защиту т.н. «Октябрьского городка» начала ХХ века, которому грозит уничтожение ради очередного чуда очередного девелопмента. Пока что градозащитникам удалось добиться сохранения только фасадных частей двух зданий обширного комплекса.
Мы не будем тратить слова и эпитеты, поскольку в предисловии Олеся очень хорошо все объясняет. Просто почитайте – это не только голоса любителей старинной архитектуры. Это голос городского общества, которое не желает мириться ни с потерей истории, ни с чувством «общей безысходности», о котором упоминает Олеся. Просто почитайте. Это дорогого стоит:
«Бывает, что города развиваются под чутким руководством его отцов. Бывает, что под давлением экспертного сообщества. А бывает, что города развиваются хаотично, под влиянием интересов застройщиков. В магистратуре архитектурного университета мы знакомимся с теорией, которая на практике выглядит, мягко говоря, удивительно.
Например, если градозащитное движение направляет петицию в защиту Октябрьского городка — это называется общественная активность, и единственное активное в этой сфере сообщество в Казани — охраны памятников — в данном случае публично выражает свою позицию, а горожане присоединяются. Если бы это сообщество, к примеру, озвучило свою коллективную готовность участвовать рублём в восстановлении одного или двух зданий, это было бы государственно‑частное партнёрство. Учёт уклада жизни населения вокруг городка и привлечение горожан к обсуждению проекта развития территории, на которой они живут, был бы прекрасным примером метода партисипации («вовлечённости»), используемого в мире широко с середины прошлого века. И методов развития территории много.
В России же в основном, и в Казани в частности, действует одна модель — первая, общественно активная, когда вызванный защитниками наследия резонанс влияет на принятие в высоких кабинетах решений о судьбе наследия. Показательно, что за три месяца шума вкруг городка мы не услышали мнения Союза архитекторов или профильных вузов. Градозащитное сообщество формируется из горожан, не все из них эксперты в архитектуре, но все любят свой город, и готовы бороться за право жить в удобной для них среде обитания. Среде обитания, которая сочетает в себе современную архитектуру и историческое наследие, плотную застройку и общественные пространства, зелёные зоны и удобные транспортные пути. Эти люди подписали петицию с призывом сохранить первую линию Октябрьского городка.
На какой стадии возможно пересмотреть судьбу городского квартала, приговорённого покупателем к сносу? На этапе оформления собственности или на этапе утверждения проекта новой застройки? Или на этапе, когда квартал освобождается от арендаторов и становится территорией, пригодной для шустрой распродажи старого кирпича? Оставим эти вопросы отцам города. В истории с Октябрьским городком потрясает общая безысходность. Что, никому не нужен дореволюционный военный ансамбль в стиле эклектики и классицизма, кроме этой тысячи подписавших петицию? Нужен — показывают нам подписи, которые оставили сотни людей. Нужен — многие и многие выразили там своё мнение и назвали причину своего участия.
Мы приведём эти подписи без купюр — подписывали петицию не анонимы, а люди с гражданской позицией. Спасибо им, это настоящие горожане.
Люция Ладушкина, Казань: «Необходимо спасать город, сохранить хоть чуть‑чуть его души!»
Дресвянников Михаил Геннадьевич, Луга: «Эти здания — историческая ценность. Неужели в Казани земли мало».
Бубнов Ренат, Казань: «Я выпускник этого училища 1983 года. Необходимо чтобы в городе Казани остался исторический след военного образования. Кроме этого предлагаю открыть какой‑нибудь военный памятник на этом месте».
Адиля Шайдуллина, Казань: «Я подписываюсь, потому что я живу в Октябрьском городке, это место — по правде историческое, нельзя так просто сносить здания, в которых много лет подряд готовили отличных военных».
Айдар Ахметзянов: «Потому что я хочу жить в городе с историей».
Любовь Гамолко, Казань: «Я подписываюсь, потому что люблю старинный город и его историю, которую пытаются стереть ради сиюминутной выгоды».
Вера Гамолко, Казань: «Нельзя уничтожать историю, тем более классическую архитектуру! Кто видел Октябрьский городок и имеет сердце и совесть, у того не поднимется рука это рушить!!!»
Марина Артемьева, Казань: «Потому что в 1000‑летнем городе должны оставаться памятники архитектуры. Ни один новострой не стоит того, чтобы забывать свою историю и обезличивать наш прекрасный город».
Гульнара Сафина, Казань: «Устала от того, что старина в древнем городе уничтожается и растут леса однообразных зданий из стекла и бетона. Посмотрите на Европу, почему туда хочется приезжать? потому что там сохраняется история и старина!»
Наталья Вьюжанина, Казань: «Я подписываюсь, потому что очень люблю свой родной город. Сохранить всё лучшее в нём, нашу историю, нашу память — задача каждого из нас».
Анвар Низамов, Казань: «Мне нравится стиль и решения комплексной композиции, необходимо это сохранить и восстановить для потомков в качестве примера!»
Фанис Фахреев, Казань: «Перестаньте разрушать исторические здания! Их осталось не так много. Тысячелетняя Казань без старых зданий становится городом с искусственными декорациями, как в театре. Тогда зачем было брать статус исторического города, если бульдозеры ровняют с землёй памятники истории нашего города? Нельзя же всё разрушать и продавать!»
Белов Сергей, Казань: «В старинных зданиях душа города».
Эдуард Максименко, Казань: «Это учебное заведение, которое готовило защитников Отечества, и снести под ноль — это неправильно. Должны остаться хоть какие‑то помещения, чтобы сохранить историю».
Владимир Чарондин, Москва: «Я там жил в детстве, и вообще очень красивый индустриальный дизайн. Сейчас так не строят».
Ольга Зыкова, Казань: «Я считаю, что эти дома являются уникальными для Казани — их обязательно нужно сохранить и отреставрировать».
Солодухо Натан, Казань: «Строения 1903 – 1911 имеют историю более ста лет, архитектура уникальная, само артучилище было не только значимое для всей страны военно‑образовательное учреждение, но и известный научно‑технический центр. В канун юбилейного Дня Победы отреставрированный комплекс можно было бы превратить в музей Победы города Казани, расположить там военную технику, создать мемориальный комплекс и пр. с целью воспитания новых поколений, водить туда школьников и студентов. Это был бы и притягательный центр для туристов!» Зав. каф. философии КНИТУ‑КАИ.
Виктор Иконников, Казань: «Учился в этом училище и горжусь этим».
Сергей Осипов, Казань: «История училища, которое я окончил в 1982 году, начиналась с этих казарм. Эти дома помнят бойцов конно‑артиллерийской бригады, в числе которых был и мой дед. Память об этом для меня священна!»
Хантимиров Станислав, Казань: «Я подписываюсь потому, что я окончил это училище и считаю, что это действительно культурная ценность, ведь множество объектов там построено по старым немецким технологиям, а также считаю, что должна остаться память для всех тех, чья жизнь связана с этим училищем».
Андрей Бахтин, Казань: «В каждом районе города надо оставлять немного истории».
Фарида Фахреева, Казань: «Я подписываю петицию, так как хочу, чтобы казанцы знали историю своего города не только со слов экскурсоводов и по музейным экспонатам, но и по старым зданиям, которые строили наши предки. Стыдно, что потомки не хотят сохранить память о них. Имея талантливых архитекторов, можно также талантливо вписать старую постройку в новый жилой комплекс. Если так относиться к прошлому, то будет горько видеть, как стирают память и о нас с вами».
Руслан Фаттахов, Казань: «Я и мои дети — воспитанники старейшего детского сада города Казани, который просуществовал более 80 лет и находился на первой линии Октябрьского городка».
Кутуева Владлена, Казань: «Я подписываюсь, потому что Октябрьский городок — моя малая Родина. Здесь я родилась и выросла. В доме 1 / 15 живёт мой старенький дедушка. И каждую неделю мы с сыном гостим у него. Всей семьёй мы любим уютный островок среди беспокойного города. Я считаю, что Казань лишится своего исторического лица без Октябрьского городка. А город без истории — это страшно».
Федора Акимова, Санкт‑Петербург: «Сохранять столь обветшалые постройки всегда сложнее нежели построить новые. Но у вас их и так мало! В культурных местах на такое никогда не жалели усилий».
Владимир Игнашин, Казань: «Это один из редких дореволюционных комплексов, сохранившихся до сегодняшних дней если не целиком, то в значительной мере. Надо оставить хотя бы часть. А на пустых участках построить дорогу, она этому району очень нужна».
Евгений Графеев, Казань: «Культурное наследие не только формирует исторический ландшафт, но и участвует в воспитании культуры личности. В постиндустриальном обществе это является важнейшим критерием для развития».
Марат Якупов, Казань: «Я живу около этой улицы, и мне очень нравятся эти здания, хотелось бы, чтобы их открыли для глаз, отреставрировали и сделали что‑то толковое».
Вера Нуриева, Казань: «Хочу, чтобы наш прекрасный город сохранял и сохранил исторический облик… Ведь чтобы строить новые жилые комплексы — места свободного предостаточно. А уничтожать памятники архитектуры и исторические здания — противоречит идее развития туризма в нашем городе и говорит о культурной ущербности «строительных» чиновников.
Равиль Шарафутдинов, Казань: «Я люблю Казань, живу в ней всю сознательную жизнь и считаю, что мы должны кроме безликих коробок оставить нашим потомкам и историю. А уникальные здания, построенные ещё до Октябрьской революции, и есть частичка нашей истории. И этих частичек в Казани, к большому сожалению, почти не осталось».
Алина Белкинс, Лейпциг: «Я считаю, одно другому не мешает. Почему жильё нужно возводить вместо этих зданий, а не в них? Что мешает превратить квартал исторических строений в элитное жильё? В Германии в зданиях бывших казарм располагаются престижные апартаменты. Думаю, в Казани это вполне реализуемо, да и найдётся достаточно желающих приобрести недвижимость в таких домах и с такой историей. А сопутствующую инфраструктуру рядом строить никто не мешает. Банальными многоэтажками никого не удивишь, а вот историю сохранить — святое дело!»
Радиф Кашапов, Санкт‑Петербург: «По сути, это единственный внятный памятник архитектуры Советского района».
Привалова Алла, Казань: «В этих краях прошло моё детство, и без них Казань будет выглядеть ещё сиротливей. И так уже не везде узнаю улицы, по которым когда‑то ходила, будто в чужом городе живу, построенном для приезжих — им всё равно, как выглядела Казань раньше и какой она будет».
Илья Матяж, Казань: «За последние десятилетия мы очень многое разрушали — бездумно, стихийно… В Казани настала пора реконструкции. Хотелось бы верить в это. Я подписываю петицию и призываю это сделать своих друзей, потому что Казань — это не только родина, но и ЧАСТЬ МЕНЯ, как часть моего существа. Надеюсь, у вас схожие ощущения?»
Татьяна Наумова, Казань: «Я подписываю, потому что я всю свою жизнь прожила в Октябрьском городке, на территории училища. Мой папа окончил это училище и проработал в нём до пенсии, ушёл в звании подполковника. Больно смотреть, что стало с когда‑то закрытой и охраняемой территорией училища. Когда‑то это был важный для всей страны объект, на котором был порядок и работали законы. А сейчас в казармах живут гастарбайтеры, которых сюда завозят толпами на автобусах. Со слезами на глазах вся моя семья смотрела, как обдирались знамёна и рушились заборы. В один момент была уничтожена целая эпоха, а взамен не было построено ничего нового».
(Всего подписей 866 на 25 февраля 2015)»
Послесловие «Хранителей Наследия»: читатели нашего сайта могут продолжить эту лирическую повесть, присоединившись к петиции. К моменту нашей публикации под ней 895 подписей. Там же можно ознакомиться с официальным ответом аппарата Президента Республики Татарстан и исторической справкой по комплексу Арских казарм (в советское время - «Октябрьский городок») в Казани.