«Хранители наследия» - под незримой сенью Гефсимании
«Хранители Наследия»
Церемония вручения VII Всероссийской премии «Хранители наследия» в Переславле-Залесском 18 июля 2015 года была очень торжественной, но совершено не пафосной. То есть доброй, радостной и человечной.
Под стать тем, кому премию вручали.
Было все, что бывает на торжественных церемониях. Сцена и аплодисменты, поздравления и благодарственные речи, медали, дипломы и букеты. Зачитывались официальные приветствия – от Председателя Государственной думы России Сергея Нарышкина и министра культуры РФ Владимира Мединского. Выступали официальные лица – представители Совета Федерации и Государственной думы, Министерства культуры России, губернатор Ярославской области.
Но не было атмосферы официоза, не было духа казенного мероприятия, на которое приходят по обязанности.
Может быть, потому, что проходила церемония не в стенах душного зала, а в стенах Успенского Горицкого монастыря, меж двух храмов – Успенского и Всехсвятского, под высоким переславским небом. И свежий ветер с Плещеева озера не давал забыть об этих впечатляющих исторических и природных – отнюдь не декорациях.
Но дело, конечно, не только в этом. Собрание Хранителей – это всегда неповторимая атмосфера товарищества. Раз в год на свой главный форум собираются соратники – ученые и реставраторы, музейные работники и археологи, меценаты и просветители – все, кто вносит неповторимый и неоценимый вклад в дело сохранение культурного наследия России. Проще говоря, в сохранение самой России – это уже всем стало понятно. И оценивают сделанное друзьями, и награждают друг друга – по гамбургскому счету. Возможно, именно поэтому, обращаясь к участникам церемонии со сцены, член Совета Федерации Сергей Рыбаков сказал, что «здесь происходит, возможно, самое важное событие в мире сохранения наследия России».
В кругу единомышленников, при взгляде на большой экран, где демонстрировались ролики, рассказывавшие о свершениях лауреатов Премии, понимаешь, что не так уж и мало может и один человек. А уж если всем миром – то кажется, что невозможного мало. Не случайно Председатель Оргкомитета Всероссийской премии «Хранители наследия» Павел Пожигайло напомнил собравшимся, что почти каждая церемония вручения Премии в регионах приносила за собою «небольшое чудо. Собрались во Пскове – на следующий год удалось начать реставрировать Покровскую башню. Собрались в Изборске – и там начались реставрационные работы. В Пушкинских Горах - смогли отстоять долину реки Сороть от застройки коттеджами. Мы стремимся проводить церемонию в тех местах, которые требуют повышенного общественного внимания. Надеемся, что и здесь в Переславле-Залесском, будет реализован план создания Музейного городка в историческом центре». Павел Пожигайло рассказал участникам церемонии о большом потенциале и уж вовсе не нищенском ресурсе культурной отрасли: по предварительным данным анализа бюджетов 12 федеральных министерств, их ежегодные совокупные расходы на культурные цели достигают 30 млрд рублей, и «надо представить обществу результат».
Губернатор Ярославской области Сергей Ястребов, отметив, что Всероссийская премия «Хранители наследия» впервые в истории вручается на Ярославской земле, и «для нас это особая честь и знак признания результатов работы в деле сохранения памятников», пожелал Хранителям, «защищающим наследие не щадя живота своего», новых успехов и новых наград.
И перед участниками церемонии один за другим стали появляться Хранители, удостоенные Премии 2015 года – сначала в виде героев видеороликов, а затем и собственной персоной. А потом и все вместе.
Реставратор Александр Семочкин из Ленинградской области, восстановивший из руин усадебный дом-музей Набокова в Рождествене.
Коллектив Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника во главе с директором Галиной Петровниной, неустанно занятый культурно-историческим просвещением жителей города и туристов (к 2021-му, году 800-летия самого знаменитого уроженца Переславля - Александра Невского, их число планируется довести до 1 миллиона в год).
Марина Овчинникова (Москва), работник Главного военного клинического госпиталя имени Бурденко, исследователь истории госпиталя, созидатель его музея, член инициативной группы по созданию мемориала на месте уничтоженного в ХХ Семеновского воинского кладбища.
Вера Стерлина и некоммерческое партнерство «Русская усадьба», неутомимые исследователи усадебного наследия, создатели семи подробных каталогов по областям Центральной России.
Евгений Носов, директор Института истории материальной культуры РАН, заведующий кафедрой археологии Санкт-Петербургского университета, снискавший заслуженную славу трудами по изучению и музеефикации легендарного Рюрикова городища в Великом Новгороде.
Галина Иванова, директор Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в 1991-2009 гг., спасавшая памятники прославленного монастыря и окрестностей в эпоху безвременья и полного отсутствия финансов.
Петр Вибе, директор Омского государственного историко-краеведческого музея, автор и организатор многочисленных и разнообразных исследований в области истории и культуры края и населяющих его народов.
Олеся Балтусова, помощник Президента Татарстана по вопросам сохранения историко-культурного наследия, благодаря чьей гражданской активности и профессионализму эта тема стала в республике не только предметом градозащитных акций, но и государственным делом.
Нина Грязнова, научный сотрудник Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, автор уникальных исследовательских и выставочных проектов.
Николай Шувалов (г. Тутаев), директор Колокололитейной мастерской братьев Шуваловых, возродивший искусство колокольного литья, вернувший голос десяткам храмов Ярославской и иных земель.
Михаил Абрамов, бизнесмен, меценат, создавший частный Музей русской иконы, взявший на себя финансирование заключительного этапа работ по воссозданию Преображенского храма в Москве.
Церемония завершилась, но участники договорились не расставаться на целый год - и продолжать начатые еще в январе 2015 года встречи для выработки механизмов взаимодействия – и между собой, и с властями, и с представителями бизнеса, не исключая и застройщиков.
Примеры такого взаимодействия, умения использовать энергию экономических и социальных процессов для сохранения наследия, искусства решать проблемы не через обострение того или иного конфликта, а через вовлечение их участников в совместную созидательную деятельность – были продемонстрированы здесь же, в Переславле.
Например, необходимость – в силу закона о «реституции» - возвращения Церкви комплекса Успенского Горицкого монастыря, занимаемого Переславским музеем с 1918 года, привела - благодаря позиции, занятой переславскими властями и представителями бизнеса - не к противостоянию церковной и светской общественности, а к совместно воплощаемому в жизнь проекту создания в центре Переславля целого Музейного городка по соседству с Красной площадью и древним Спасо-Преображенским собором. Планируется, что музейному делу будет служить целый комплекс исторических корпусов завода «ЛИТ»; площадь музейных залов и фондохранилищ расширится, и музей сможет развернуть новые экспозиции и организовать «открытое хранение» экспонатов, расширяя таким образом возможности доступа своих посетителей к культурным ценностям.
А буквально накануне церемонии, утром 18 июля, в переславской мэрии прошло рабочее совещание по вопросам сохранения археологического наследия летописного Клещина – с участием руководителей города и муниципального района, сенатора Сергея Рыбакова, руководителя Управления Минкультуры РФ по Центральному федеральному округу Сергея Богатырева, директора Института археологии РАН Николая Макарова, руководителя Департамента культуры Ярославской области Марины Васильевой, начальника нового Управления по охране объектов культурного наследия Ярославской области Дмитрия Турбина, представителей Оргкомитета Премии «Хранители наследия» и городской Общественной палаты.
Участники совещания успели и съездить на требующий защиты от посягательств застройщиков объект, где к ним присоединились Председатель комитета Госдумы России, руководитель проекта «Историческая память» Сергей Попов, директор Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ Владимир Цветнов и Павел Пожигайло. Решать проблему договорились опять-таки – не через конфликт, а через вовлечение частных собственников, получивших землеотводы под строительство, в частно-государственное партнерство по созданию – совместными усилиями – археологического музея-заповедника на территории городища древнего Клещина, его посада и Александровой горы. Создана рабочая группа, в ближайшее время пройдут предварительные переговоры.
И последнее, о чем знали, должно быть, не все участники церемонии в Горицком монастыре. Так получилось, что сцена и импровизированный зрительный зал под открытым небом расположились 18 июля на месте, где с 1750-х до 1880-х годов находилось грандиозное здание Гефсимании, соединявшей монастырский Успенский собор с Всехсвятской церковью. Если приглядеться, то на стенах двух храмов доныне видны фрагменты примыкавших к ним фасадов Гефсимании.
Оно предназначалось для резиденции переславских архиереев, которую решено было тогда разместить в Горицком монастыре. Со временем здание обветшало и было разобрано. Но ведь справедливо говорят, что храмы не умирают и не исчезают бесследно. И незримая сень Гефсимании весь вечер 18 июля 2015 года была распростерта над Хранителями наследия.
Слово – лауреатам Премии «Хранители наследия» 2015 года и участникам церемонии:
Нина Грязнова, лауреат Премии в номинации «Верность делу»:
- Сотрудники музея – это Хранители и в буквальном, и в переносном смысле этого слова. И основные качества, которые здесь требуются – это ответственность, профессионализм, знания и чистоплотность. Я много лет работаю в музее, именно работаю. Не люблю слово «служение». Служить можно и непрофессионально, а вот работать надо всегда только профессионально. Если мы сравним музей 1950-х годов и сегодняшний, это, как говорят в Одессе, две большие разницы. В плане отношения к музеям и понимания их роли сделан грандиозный рывок, особенно в нашей области, ведь у нас четыре княжеских города – Углич, Переславль, Ростов, Ярославль. При такой насыщенности памятниками хочешь - не хочешь, что-то нужно делать. Но по сути, проблемы у музеев остаются. Сейчас для нас больной вопрос – переселение в связи с «церковной реституцией». Моя позиция: музей не должен закрываться ни на один день, должен быть переходный период, когда музей работает на старой и новой площадках, и только когда все готово для нормальной жизни - осуществляется окончательный переезд. В результате этого процесса мы должны получить не новые угрозы наследию, а наоборот, новые возможности для его сохранения и приумножения. Такой диалог идет. И надо сказать, в нем активно участвует общественность, которая следит за ситуацией с музеем в Ярославле, и ее голос влияет на позицию власти. Вот так, совместными усилиями - где-то «благодаря», где-то «вопреки» - мы и работаем. Наша задача – сохранить ценности, раскрыть информацию, зашифрованную в вещах. Это и есть главная миссия Хранителей наследия.
Александр Семочкин, лауреат Премии в номинации «Возрождение»:
- Чувство, с которым я получаю эту награду – это чувство некоторого стыда: ведь вокруг еще столько руин, еще столько не сделано, еще столько памятников нашей истории можно и необходимо спасти.
Галина Петровнина, лауреат Премии в номинации «Созидание»:
- Я от всего сердца благодарна коллективу Переславского музея-заповедника – за верность и преданность своему делу.
Марина Овчинникова, лауреат Премии в номинации «Служение»:
- Я благодарю организаторов премии «Хранители Наследия» от имени 4 миллионов русских воинов, излеченных в нашем Главном военном госпитале за 300 лет. Они тоже сейчас нас слышат, и мы должны успеть сделать что-то и для них.
Галина Иванова, лауреат Премии в номинации «Хранитель»:
- Чиновники любят поговорить о том, как у нас всего много и как мы хорошо все сохраняем. Это не так. В России наследия осталось мало. И каждый объект – на вес золота. Хранителям наследия нужно объединяться, чтобы сберечь то, что является сутью нашего народа, нашей страны.
Николай Шувалов, лауреат Премии в номинации «Мастер»:
- Звание «Хранитель наследия» я понимаю немного со своей колокольни. Я не хранитель - скорее, мне удалось возродить старинную технологию литья колоколов. Теперь сын работает на производстве, внуки приобщаются потихоньку. Мои наследники – вот они уже будут хранить традиции. Сейчас старинные секреты раскрыты на 95%. Все по крупицам собирали, архивов-то почти не осталось. Искали записи, беседовали с монахами, которые слышали и помнят старые колокола. Они сравнивали звучание. Но все еще остается много невыясненных нюансов, есть над чем поработать: по профилю, по технологии, по звучанию. Сегодня я уже понимаю, что на отливку колокола влияет буквально все, даже сама природа: фазы луны, влажность, атмосферное давление. Мы думаем перейти на современную технологию, которая позволяет колокол в 1000 пудов сделать за 10 дней без потери качества. Сейчас изготовление такого колокола занимает полгода.
Евгений Носов, лауреат Премии в номинации «Личность»:
- Мало сохранить отдельные памятники, необходимо бережно сохранять исторические ландшафты, в которые они вписаны. У нас в стране такая тенденция – все застроить. Благосостояние выросло, большее количество людей может позволить себе новое строительство. И это, конечно, хорошо, города должны развиваться. Но наша задача – показывать и доказывать, что строить надо не на месте исторических ландшафтов. И показывать новую модель отношения к этим ландшафтам. Когда облагородили территорию Рюрикова городища, к нему потянулась совсем другая аудитория. Появились новые традиции, стали приезжать молодожены в день свадьбы, сюда приезжают семьи с детьми, гуляют, изучают экспозиции. Можно сказать, что энтузиазм ученых поменял ситуацию и отношение общества к конкретному историческому месту.
Олеся Балтусова, лауреат Премии в номинации «Целеустремление»:
- У нас все держится на доверии первого лица республики тем, кого он этим доверием наделил. И благодаря тому, что мы, общественность, его не подводим - и он старается нас поддерживать. Благодаря этому доверию и возможен диалог. Со своей стороны, мы конечно должны вести с властью конструктивный диалог, предлагать профессиональную помощь. Власть очень не любит, когда ее только ругают. Нужно предлагать профессионально подготовленные конструктивные идеи. И тогда возможно вести последовательную градозащитную деятельность. Мы делали экспертизы памятников, разрабатывали стратегию сохранения нашего наследия. В целом получается, что нужно доверие, профессиональная помощь и конструктивный подход. Может быть, это и общие слова, но это правда.
Вера Стерлина, лауреат Премии в номинации «Возвращение»:
- Любая созидательная деятельность - это работа личности. И, конечно, очень многое зависит именно от волевого усилия. Например, в первые годы деятельности «Русской усадьбы» нас просто не слышали. Конечно, иногда опускались руки. Но всякий раз что-то заставляло продолжать работу. Постепенно ситуация менялась к лучшему. И сейчас у нас сложилась замечательная команда. Мы опираемся на поддержку целого сообщества - около 200 историков, краеведов, архитекторов, архивных работников – в различных регионах.
Владимир Цветнов, директор Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ:
- Премия «Хранители наследия» - это с большой буквы популяризация нашего культурного наследия, в рамках всей страны. Нужно, чтобы как можно больше людей узнавало об этом из СМИ. Ведь у нас привыкли уделять внимание «жареным фактам», а о повседневной работе по сохранению памятников, о людях, которые ее делают, говорится немного.
Пантелеимон, Митрополит Ярославский и Ростовский:
- XXI век – смущенное время, время во многом искаженной и ложной информации. Сегодня мы погрузились в информацию истинную, исходящую из сердца. «Хранители наследия» объединили людей, которые делают то, к чему расположены их сердца и души.
Фото Г. Петровниной: PereslavlFoto/ Wikimedia Commons/CC-BY-SA 3.0.