«Демонтаж Сретенской церкви был подобен слому»
Реставрацию деревянной Сретенской церкви XVII века в Рикасове (Заостровье) Архангельской области, проводимую по госконтракту, не удастся завершить в намеченный срок, в октябре 2016 года. Как сообщает местный информпортал «Регион29», «работы на объекте выполнены лишь на 67%».
Как расказывали «Хранители Наследия» еще летом 2015 года, после снятия глав и верхней части храма весной 2015-го реставрационные работы на памятнике прекратились на несколько месяцев. Спасти его от полного разрушения непогодой и атмосферными осадками – в ходе организованной государством-то реставрации! - удалось только благодаря финансированию со стороны некоммерческого движения «Общее дело». За его счет полуразобранный объект культурного наследия федерального значения перекрыли временной кровлей.
Реставрация храма с восстановлением повреждённых и утраченных элементов по заказу Минкультуры РФ, как указано на официальном информационном стенде, свидетельствуют местные СМИ, должна была уложиться в два года, с октября 2014-го по октябрь 2016-го.
Однако «реставрация» проходила таким образом, что памятник рушился на глазах. Как свидетельствуют СМИ региона, уже после остановки работ «в начале лета 2015 года произошла более крупная неприятность. При выполнении работ не учли, что невысокий заостровский холм, на котором издревле ставили храмы — место ветреное. Временные подпорки-башни, установленные под снятые тяжёлые деревянные главки храма, сколотили довольно высокими и из досок, которые не смогли держать нагрузку. В итоге после очередного сильного порыва ветра одна из башен рухнула, опрокинув на землю главку. От удара об землю старая деревянная конструкция заметно покосилась. Ещё хорошо, что падение замедлил строительный забор, а упала главка на мягкие борозды вспаханного поля — иначе бы ветхая конструкция вообще рассыпалась».
В августе 2015 года работы возобновились. Храм был сначала полностью разобран, потом в октябре началась сборка. К февралю 2016-го на пустыре красовались лишь четыре венца сруба. К настоящему времени он поднят чуть более чем на половину высоты.
Директор обособленного подразделения «Росреставрации» в Архангельске Александр Туфанов заверяет, что сейчас сборка храма идет без срывов, с финансированием и организацией работ проблем нет. Что же касается сроков сдачи объекта, то «ведутся переговоры с министерством культуры РФ о переносе сроков до 1 января 2017 года. В принципе одобрение есть, идёт работа с документами».
Несоблюдение сроков Александр Туфанов объясняет следующим образом: «Увеличились объёмы работ за счёт того, что вначале по проекту было 20-30 процентов применения новых брёвен, а в итоге после уточнения оказалось 60 процентов. А лес там очень уникальный, длиной 12 метров и в диаметре 42 сантиметра — то есть найти его тоже было не так легко. Вот поэтому всё и затянулось».
По словам Туфанова, «предстоящая установка восьми главок с помощью крана и возведение шатра — работа несложная. Девятую, центральную главку внизу промаркируем, разберём, и соберём наверху, на шатре. Самое сложное — это возведение стен: тёска внутри них и выборка пазов с «замками»… «бочки» над алтарём и притвором храма уже на 60 процентов готовы. Сейчас будем каркас делать, покрывать полицами и обивать внешним «лемехом»».
Храм в Заостровье до реставрации и в настоящее время
Реставратор Андрей Боде, главный архитектор проекта реставрации Сретенской церкви в Заостровье, опубликовал на своем персональном сайте поразительно откровенный отчет о ходе реставрационных работ на объекте в 2014-2016 гг.:
«Контракт на проведение реставрационных работ получило ЗАО «Росреставрация». Работы были начаты с большим опозданием в декабре 2014 г. В проекте изначально не рекомендовалась переборка памятника из-за уникальности конструкции позакомарного покрытия. Прорабатывались варианты снятия верхней части сруба с помощью кранов, но от этой затеи пришлось отказаться ввиду ее технической сложности. К тому же после установки лесов стало ясно, что бревна с наружной стороны сильно повреждены гнилью и реставрировать сруб можно только методом переборки.
Разбирать начали спешно. Руководил разборкой Е.Б. Силинский. При разборке глав лемех, прибитый коваными гвоздями, разлетался в щепки. Проектировщиками было принято решение снимать главы краном, чтоб максимально сохранить подлинные части и детали. Однако перед снятием глав стойки не были отсоединены от сруба, главы фактически отрывались. Центральная глава, задетая тросом, упала на землю и разбилась. В итоге сняли целыми только пять глав из девяти. Демонтаж верхней части Сретенской церкви был подобен слому. В этом, безусловно, вина всех участников. Тогда думалось, что в тех условиях, мы делали все возможное для того, чтоб вписаться в сроки.
В марте 2015 г. неожиданно скончался директор «Росреставрации» В.И. Брянов. На этот момент был разобран верх, но сруб еще стоял полностью. Работы сразу остановились. Начались долгие переговоры генподрядчика с Министерством культуры по дальнейшему ходу производства работ.
Поскольку объект был оставлен без крыши, а денег у «Росреставрации» ни на что не было, мы обратились за помощью к «Общему делу». В ответ немедленно были выделены средства для устройства консервационной кровли, которая защитила сруб церкви на четыре месяца в самый опасный для памятника теплый и дождливый сезон.
Работы были возобновлены только 20 августа. За оставшуюся часть 2015 г. был разобран сруб, бревна складированы под навесами, расчищена площадка, были доложены старые фундаменты и срублены заново несколько новых венцов. Бригадой плотников руководил М. Климов, много лет работавший в Нёноксе. Попутно у субподрядчиков (Е.Б. Силинского и Б.В. Лабудина) возникла масса претензий к проекту. По их мнению, по этому проекту работы вести было невозможно. В Министерство культуры полетели письма с жалобами. В ответ был проведен ряд совещаний, где констатировалось, что проект согласован, прошел экспертизу и пересмотру не подлежит, возможны только рабочие корректировки, что является обычным в реставрации. В итоге субподрядчики были отстранены от работы на объекте. Реставрация продолжалась под непосредственным руководством М. Климова.
В 2016 г. к концу лета удалось отреставрировать и собрать сруб на половину высоты, отреставрировать несколько глав. В срубе из-за плохого состояния бревен пришлось производить значительно больше замен, чем предполагалось ранее. Старый материал максимально возможно сохраняется. От этого на реставрированном срубе выполняется много вставок. В целом реставрация выполняется на высоком профессиональном уровне…»
Досье. Девятиглавый храм Заостровского Сретенского прихода неподалеку от Архангельска построен в 1683-1688 гг. по благословенной грамоте архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия. Церковь состоит из главного высокого сруба, увенчанного шатром, который окружают 8 малых глав, и двух прирубов - пятистенного алтаря и прямоугольной трапезной. Другая уникальная особенность памятника – воспроизведение в дереве форм каменной архитектуры: покрытие главного сруба имитирует своды и закомары крестово-купольного храма, и эта первоначальная конструкция сохранилась под поздней кровлей.
До революции старинный храм закрывали из-за ветхости на рубеже XIX-XX веков. В начале ХХ века церковь открыли вновь, причем снаружи стены обшили досками, а изнутри оштукатурили.
Во второй половине XX века реставраторами была снята внешняя обшивка. Состояние памятника было неудовлетворительным уже в начале 2000-х гг.; в 2003 году реставраторами была произведена замена трех нижних венцов сруба.
Проект нынешней реставрации Сретенской церкви разработан Архитектурно-планировочной мастерской № 7 ФГУП ЦНРПМ (главный архитектор проекта – Бодэ А.Б.).
Концепция проекта реставрации (источник – персональный сайт Андрея Боде):
«Церковь состоит из трех частей: в основе здания высокий массивный четверик с примыкающим к нему пятистенным алтарем и прямоугольным притвором. Центральный сруб покрыт пологой четырёхскатной крышей и увенчан девятью луковичными главами. Центральная глава возвышается на шатровом основании. Главы вокруг нее установлены по сторонам света и по углам четверика. Однако первоначально сруб церкви имел покрытие, имитирующее своды каменного крестово-купольного храма. Эта сложная конструкция полностью сохранилась в пространстве существующего чердака под позднейшей крышей. Алтарь и притвор первоначально завершались бочками, а сейчас покрыты пологими прямоскатными крышами. Северный придел и галерея утрачены.
Техническое состояние объекта культурного наследия в целом признано неудовлетворительным, хотя стены здания и конструкции завершения сохраняют прямизну и устойчивость. Наибольшие повреждения имеются на стенах: около 25 % бревен поражены гнилью и требуют замены, целостность срубной конструкции нарушена за счет позднейших вставок. Нижняя часть сруба держится благодаря многочисленным сжимам…
В разработанном проекте предлагается отказаться от попытки целостной реставрации за отсутствием для этого достаточных оснований. В данной ситуации представляется наиболее целесообразным фрагментарный подход, включающий воссоздание первоначальных элементов там, где имеется для этого достаточно данных, и сохранение позднейших наслоений, имеющих историческую ценность и целесообразность с точки зрения сохранения памятника.
Реставрационное решение, разработанное на вариантной основе, включает следующее.
Воссоздание бочек над прирубами на основании следов на стенах четверика.
На южной стене основного сруба и на стенах алтаря предлагается воссоздание первоначальных окон по образцам сохранившихся на западной окон и по имеющимся следам. На месте возможного примыкания галереи, где нет следов существования первоначальных окон, предлагается оставить два позднейших окна.
На северном фасаде – оставить существующие позднейшие окна.
Остатки подлинной кровли на сводах консервируются в чердачном пространстве. Над закомарами предлагается сохранить прямое четырехскатное покрытие, сделанное на рубеже XIX – ХХ века, и восстановить бывшую металлическую кровлю. Для организации водостока предусмотрены трубы, которые были на памятнике в начале ХХ века.
Края покрытия закомар предлагается открыть, а образовавшиеся под позднейшей крышей углубления зашить тесовыми стенками с отступом от стены вглубь на 0,5 м. В открытых нишах восстановить лемеховую кровлю и водометы.
Крыльцо предлагается сделать простой каркасной конструкции, без каких либо декоративных деталей.
Металлическая крыша в сочетании с организованным водостоком обеспечит максимальную сохранность конструкций покрытия и старого сруба. Вместе с тем частичное раскрытие закомар, воссоздание бочек и первоначальных окон раскроет и подчеркнет уникальность памятника.
Белокаменный фундамент рубежа XIX – ХХ веков требует укрепления в ослабленных местах и докладки с целью увеличения площади опирания на него сруба.
Открытый от обшивки основной сруб с прирубами, составляя древнейшую часть здания, приближен к своему первоначальному виду. Позднейшие ремонтные вставки, нарушающие конструктивную целостность сруба, должны быть заменены цельными бревнами. В противном случае невозможно будет освободиться от консервационных сжимов на стенах. В случае крайней необходимости по решению инженера сжимы могут быть установлены в местах, где они наименее заметны, например, в простенках между углами четверика и местами соединения со стенами прирубов.
Бочки должны быть покрыты лемехом, выполненным с берестяной прокладкой, по имеющимся на памятнике образцам.
Конструкция прямой четырехскатной крыши должна быть облегченной стропильной, опирающейся на бревенчатые конструкции покрытия. Кровлю выполнить из оцинкованного железа, которое в эстетических целях потребует окраски нейтральным серым цветом. Существующий сейчас реставрационный лемех на главах, предлагается сохранить с заменой на верхних поверхностях до 50 %...
Облик, который должна получить Сретенская церковь в результате реставрации, сочетает разновременные элементы, существовавшие на разных этапах истории здания. Это позволит максимально раскрыть строительную историю памятника и его художественную ценность, и вместе с тем сохранить подлинность».
Фото: region29.ru, poeziasevera.ru, kamelopardalis.livejournal.com