Капля огня

03.12.2020
Капля огня

Под Москвой погиб фрагмент непризнанного 128-километрового архитектурного ансамбля

Наталья Самовер

В ночь на 1 декабря 2020 года в подмосковном поселке Икша на улице Водников дотла сгорело здание Клуба Канала им. Москвы. Это была подлинная постройка середины 1930-х годов, часть уникального архитектурного ансамбля Канала «Москва-Волга».

Небольшое, но монументальное здание, украшенное портиками и лоджиями, располагалось на крутом склоне. Со стороны главного фасада, обращенного к каналу, оно было двухэтажным и напоминало классический усадебный дом, а с противоположной стороны имело только один этаж. За восемьдесят с лишним лет существования постройка полностью сохранила исторический облик и наружный декор, включая деревянные точеные балюстрады на фасадах. В интерьерах наилучшую сохранность имели зрительный зал и фойе на втором этаже, а на лестничных клетках и в административных помещениях можно было заметить скромные тянутые карнизы, подлинные окна и двери, старый паркет «в елку» и плиточные полы.

iks3.jpg

Традиционно сооружение икшинского клуба датируется 1934 годом, но его стилистические особенности говорят о чуть более позднем времени постройки – после 1936 г., когда в советской архитектуре уже безраздельно воцарился «сталинский классицизм». Как и все остальные сооружения Канала Москва-Волга, клуб был построен руками заключенных Дмитлага.

iks5.jpg

В начале войны, когда Икша оказалась в прифронтовой полосе, клуб поселка работников канала Москва-Волга был превращен в госпиталь, а затем, вернувшись к мирной жизни, еще долго выполнял свою незатейливую, но важную функцию: киносеансы, концерты, танцы... К 90-м годам он обветшал, и культурная жизнь в нем прекратилась. Некоторое время там располагался отдел милиции, а потом здание опустело. Впрочем, хорошо видимый с Дмитровского шоссе и с железной дороги «канальский клуб» служил украшением крутого берега, возвышающегося над руслом канала, и его время от времени подкрашивали снаружи.

Многие жители Икши считали это здание самым красивым в поселке. Имя автора его проекта не известно. По-видимому, это был кто-то из большой команды архитекторов «МоскваВолгостроя»; возможно, Дмитрий Ефремович Морозов, разработавший типовые проекты жилых домов для эксплуатационного поселка Икшинского гидроузла. Когда-то клуб образовывал ансамбль с расположенной рядом школой – такой же торжественной, «ампирной», украшенной массивным четырехколонным портиком. Школа, открывшаяся в 1937 г., сгорела в 1977-м. Сейчас на этом месте построено новое здание, куда из бывшего клуба переехал Икшанский отдел полиции. Теперь не стало и клуба.

iks2.jpg

iks6.jpg

Огонь полностью уничтожил деревянный второй этаж здания, уцелели только каменные его части. Появление бульдозеров, зачищающих развалины, вероятно, не заставит себя ждать. Охранного статуса в качестве объекта культурного наследия Клуб Канала имени Москвы не имел, да что там статус! – у него не было даже адреса, так что юридически бытие этой постройки и до пожара было под большим вопросом. Земельный участок под ним не был отмежеван, так что на умышленный «девелоперский» поджог не похоже. Кто? Бомжи? Подростки? Просто дураки?..

Здание-призрак – по неофициальной информации, все-таки находившееся на балансе ФГБУ «Канал им. Москвы» – в последние годы привлекало внимание любителей квестов и экстремальных фотосессий. В 2019 году Гарик Сукачев, работая над фильмом «Дом Солнца», снимал здесь сцену первого выступления «Машины времени». Остатки стилизованных «под СССР» декораций потихоньку растаскивали следующие посетители «заброшки».

iks4.jpg

Жители Икши и дачники сейчас пишут в соцсетях: «Беда», «Печально, не то слово! Проезжая по Дмитровскому шоссе, всегда любовалась этим зданием. Хоть оно и заброшенное, но выглядело эффектным, историческим. Я и не знала, что оно не действует. Красивая история уничтожена. Поверить не могу», «Смотрю на фото: оставшиеся колонны даже не почернели. Как будто кричат: «Мы выжили, помогите нам!» Так жалко красивое здание, история нескольких поколений...», «Что теперь рассуждать. Сгорела история Икши», «Такое величие не сохранить! Грустно и стыдно, что не бережем такое наследие!!!» Им, местным, больно и стыдно, и жалко терять поселковый клуб, не шедевр архитектуры, но зато под самую крышу заполненный памятью места. А для большой страны, для России, разве это потеря?

iks7.jpg

Еще в 2016 году Рабочая группа Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обращала внимание Министерства культуры РФ на уникальную культурную и историческую ценность всего 128-километрового ансамбля Канала им. Москвы, причем не только его эффектных шлюзов, но и подобных икшинскому клубу сопутствующих зданий, когда-то формировавших единую архитектурную среду Канала. Сооружения Канала, говорилось в письме на имя министра, представляют собой и памятник архитектуры, и памятник инженерной мысли, и исторический памятник, связанный с одной из самых трагических страниц истории страны, а все вместе это придает им значение, достойное Всемирного наследия.

Министерство тогда отделалось вежливой отпиской. Прошло несколько лет, и триумфальное открытие отреставрированного Северного речного вокзала в Москве – памятника регионального значения, словно прожектором высветило трагическое состояние всего остального «канальского» ансамбля. Ни шлюзы, ни плотины, ни малые ГЭС, ни изящные павильоны заградворот, ни маяки, ни тоннели, ни пристани, не говоря уже о жилых и административных зданиях, по-прежнему не признаны в качестве культурного наследия.

Решить этот вопрос для сооружения, раскинувшегося на территории трех субъектов Федерации, может только федеральное министерство. Постановка на охрану громадных линейных объектов, подобных Каналу им. Москвы, требует внесения изменений в законодательство о культурном наследии. От «федералов» требуется лишь признать очевидное – ансамбли каналов и железных дорог, построенные в рамках единого архитектурного и инженерного замысла, существуют, и охранять (а точнее спасать) их нужно как единое целое, не полагаясь на добрую волю соответствующих регионов и тем более – эксплуатирующих организаций. Великое инфраструктурное наследие великой страны должно находиться в зоне ответственности федеральной власти.

И, конечно, никто кроме федеральной власти не сможет номинировать такой уникальный памятник как ансамбль Канала им. Москвы на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Выдающаяся мировая ценность», которую доказывает каждый объект-претендент, здесь налицо; это не раз признано международными экспертами. Недостает главного – государственной охраны на национальном уровне.

Капля за каплей мы теряем то, чем могли бы гордиться и чем могли бы с гордостью делиться со всем человечеством.

Только что Мосгорнаследие отказало в постановке на государственную охрану сооружениям Карамышевского гидроузла, а за год до этого точно так же отказало жилому дому Наркомата водного транспорта – фрагментам все того же гигантского ансамбля Канала им. Москвы, к которому принадлежал сгоревший в Икше скромный клуб. А ведь это работы Алексея Михайловича Рухлядева – того самого, чьим творением является Северный речной вокзал! Ждать ли после этого от столичного региона доброй воли для постановки на охрану других сооружений Канала, находящихся на территории Москвы? Ждать ли того же от Московской и Тверской областей, владеющих другими его частями?

Всемирное наследие – не дело регионов. Лишь Россия как субъект международного права, ратифицировавший Конвенцию ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия, может и обязана думать о том, чтобы пополнять великий список лучшим наследием своих земель. А пока она не делает этого, мы теряем лучшее – капля за каплей, капля за каплей...

Фото: Эдуард Генерозов; Валентина Генерозова; Максим Майоров; Татьяна Гущина

На главную