«Министр культуры приказал снести»

«Министр культуры приказал снести»

13.05.2018
«Министр культуры приказал снести»

Или не министр, или не приказал, или не снести. Но осадок остался

«Хранители Наследия»

«Министр культуры приказал снести историческую казарму лейб-гвардии Семёновского полка».

Четвертые сутки - не пылают станицы, но с этих слов начинаются десятки сообщений самых различных СМИ – от районных до федеральных, а счет публикациям в соцсетях идет уже на тысячи. Речь в них идет о постройке конца XVIII - начала XIX века на Звенигородской улице, 7 в Петербурге, о существовании которой большинство пишущих (не имеем, конечно, ввиду петербургских градозащитников) вряд ли подозревали до 10 мая 2018 года.  

Обстоятельства места и времени

В Москве и Петербурге, во всех городах и весях нашей необъятной страны каждый день сносят, собираются сносить, решают снести что-нибудь историческое, и наш сайт, к сожалению, не успевает отражать все эти новости. Но ни одна из этих новостей, как правило, не получает и десятой доли такого резонанса, как судьба казармы Семеновского полка. 

Причина, видимо, и в громких именах людей, подписавших обращение в защиту исторического здания, и в имени министра, якобы отдавшего приказание его снести. Но скорее всего, дело, увы, в том, что со дня на день ожидается оглашение состава нового правительства. В такие дни любой скандал имеет тройную, скажем так, информационную ценность.

К сожалению, у нас нет оснований считать, что министр культуры не мог отдать такое распоряжение. Хотя есть сомнения в том, что министр лично решает подобные вопросы. Да и снос исторического здания в Петербурге (городской закон допускает это только в случае «необратимой аварийности») – компетенция Смольного и петербургского КГИОП.    

Последний, кстати, на нашу просьбу прояснить ситуацию с казармами, приписываемыми руке известного зодчего Демерцова, уже более трех суток хранит гордое молчание.

«ВООПИК не был услышан»

Главный градозащитный сайт Санкт-Петербурга распространил новость об угрозе Семеновским казармам со ссылкой на городское отделение ВООПИК. Действительно, 10 мая оно опубликовало в социальной сети текст, начинающийся словами «министр культуры приказал». В публикации говорилось, что казарму Семёновского полка «решили снести в ближайшие дни», что «снос может начаться уже в ближайшие выходные». 

Все это – несмотря на то, что сохранение казармы и превращение ее во входную группу новой сцены Малого драматического театра было ранее одобрено Советом по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга, и соответствующий проект уже прошел государственную экспертизу. 
Однако строительство затянулось, со скандалом сменился подрядчик. Историческое здание на первом этапе работ лишилось кровли, части стен - и теперь признано аварийным. Петербургский ВООПИК несколько месяцев вел переговоры с Северо-Западной дирекцией Минкультуры РФ и «предлагал различные технические решения высококвалифицированных специалистов, позволяющие укрепить и сохранить фасадные стены здания, но в итоге не был услышан». 

«Как стало известно накануне, лично министром культуры В. Мединским дано распоряжение снести казарму, чтобы в кратчайшие сроки продолжить строительство», - подчеркивалось в публикации.

semkaz2.jpg 

Копия в правительство

В Петербурге градозащитное сообщество, в отличие от Москвы и других городов, может при случае бросить в бой «тяжелую артиллерию» - депутатов парламента субъекта Федерации и культурных деятелей, известных и вне сферы сохранения наследия. В защиту Семеновских казарм было в тот же день опубликовано «Открытое письмо министру культуры РФ и председателю Российского военно-исторического общества В.Р. Мединскому», которое подписали кинорежиссер Александр Сокуров, депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева, Борис Вишневский, Алексей Ковалев, Максим Резник, известный эксперт Михаил Мильчик, градозащитники Александр Кононов и Юлия Минутина

В «Открытом письме» министру и – в особенности - руководителю РВИО напоминали, что со ссылкой на его прямое указание «готовится акт вандализма по отношению к историческому зданию, непосредственно связанному с военной историей России, с историей одного из самых известных её полков, основанного Петром Великим и стяжавшего славу, защищая Отечество на полях сражений».

Как говорится в документе, о будущем сносе представителям ВООПИК рассказала руководитель Северо-Западной дирекции Минкультуры РФ по строительству, реконструкции и реставрации Наталья Волынская на совещании 8 мая.

Министра просили дать указание об отмене сноса и вернуться к рассмотрению предложений экспертов, позволяющих сохранить историческое здание.
Копии обращения были направлены Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, главе Администрации президента РФ Антону Вайно, губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. Проблема была тем самым оперативно выведена на федеральный уровень.

Кусок под стеклом на память

Интересные подробности приводятся в публикации петербургской «Фонтанки». На совещании 8 мая, как рассказывают его участники, представители Северо-Западной дирекции Минкультуры заявили, что аварийное здание «не памятник, а значит, дешевле, рациональнее и быстрее его разобрать и воссоздать».

Итог дискуссии, согласно свидетельским показаниям, попыталась подвести Наталья Волынская: «встала и рассказала, что встречалась в Калининграде с министром Владимиром Мединским, предъявила ему документы об аварийности и получила однозначный ответ: здание немедленно разобрать». 

Как рассказывает один из участников совещания, «Наталья Волынская предлагала оставить кусок исторической кладки «под стеклом», для памяти, но понимания не нашла».

Градозащитники приводят в ответ массу примеров сохранения исторических зданий «без сноса и воссоздания», а также мнение эксперта – руководителя геотехнического «Бюро ГПИ» Дениса Чижа: «Отдельные фрагменты вызывают опасения, но нет оснований говорить, что дом самопроизвольно обрушится. В недопустимом состоянии — перемычки, в основном второго этажа, отдельные фрагменты поперечных стен, участок дворовой стены, которая обращена к строящейся сцене и получила сильные осадки в результате работ нулевого цикла. Но это не фатальные вещи, а результат небрежного, халатного отношения предыдущего подрядчика. Спасти здание элементарно: нужно провести подклинивание фрагментов перемычек. Это когда в трещину кладки вставляется распорный металлический клин. Потом происходит зачеканка — заполнение трещины цементно-песчаным раствором. Потом все разравнивается. И это дает устойчивость на очень продолжительное время».

semkaz3.jpg

«Вопрос степени разборки»

Более суток от официальных представителей невозможно было добиться ясного ответа на вопрос, действительно ли принято решение о сносе Семеновских казарм. В Северо-Западной дирекции Минкультуры РФ, например, нам отвечали, что о наличии такого решения, тем более о причастности к нему лично министра культуры, нет никакой информации.  

К вечеру 11 мая Минкультуры наконец опомнилось и опубликовало - почему-то не от собственного имени, а со ссылкой на Наталью Волынскую – информацию о том, что «воссозданные Казармы лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге станут частью проекта новой сцены Академического Малого драматического театра». Здание казарм, по словам Волынской, «несет на себе эстетическую и функциональную нагрузку в проекте и будет восстановлено в исторической архитектуре с использованием аутентичных материалов».

По этой официальной версии, вопрос о сносе здания не решен окончательно. «Мы рассматриваем вариант разборки здания и его последующего воссоздания», - сказала Наталья Волынская. Но тут же добавила: «Вопрос степени разборки существующего аварийного здания всесторонне прорабатывается специалистами с привлечением экспертов». 

Сайт Минкультуры утверждает при этом: «На сегодняшний день состояние Казарм лейб-гвардии Семеновского полка здания близко к состоянию руин. Более 10 лет назад, задолго до начала строительства, оно было признано аварийным администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, его предполагалось снести. Существующие деформации превышают предельно допустимые нормы, позволяющие вести речь о его безопасной эксплуатации. На сегодняшний день здание не является объектом культурного наследия. Согласно классификации законодательства Санкт-Петербурга, это историческое здание (постройка до 1917 года). Причем исторической ценностью обладает только его фасадная часть». 

Со своей стороны, Владимир Цветнов, директор руководитель департамента охраны культурного наследия Минкультуры РФ, заявил в эти дни в интервью, что снос казарм -  «это было решение руководителя Северо-Западной дирекции Министерства культуры Натальи Волынской». «Решение о сносе принимает Санкт-Петербург. В любом случае мы, как федеральный орган, этим займемся.. Я надеюсь, что в ближайшее время здание сносить не будут», — добавил Цветнов. 

В Минкультуры, таким образом, попытались вернуть проблему на региональный уровень, заодно открестившись от решения о сносе казарм. Не случайно даже на официальном сайте министерства ситуацию комментирует все та же Наталья Волынская.  

Для «Хранителей Наследия – комментарий зампредседателя Совета Санкт-Петербургского отделения ВООПИК Александра Кононова:

- Семеновские казармы с 2001 года были выявленным объектом культурного наследия. Затем была проведена экспертиза, которая сняла этот статус. Сейчас это просто историческое здание, защищенное нашим региональным законом от сноса. Появился проект, по которому казармы становились входной группой Малого драматического театра. И именно с таким условием городской Совет по наследию одобрил этот проект. Было обещано, что казармы сохранят.

Таким образом, если сейчас они будут снесены, то фактически это будет означать, что нельзя доверять словам Северо-Западной дирекции и, соответственно, Минкультуры.

Произносил ли Владимир Мединский слова о сносе – ничем не подтверждается. Мы не присутствовали при разговоре. Возможно, это просто элемент какой-то игры.

Здание длительное время находится в распоряжении Северо-Западной дирекции. Предыдущий подрядчик, против которого заведены уголовные дела, вел некие странные работы, видимо, чтобы «закрыть» объемы работ. При этом никаких действий на здании казарм вообще-то не предполагалось, пока остальные работы не будут выведены на нулевой цикл… Что мы в результате имеем? Сейчас в казармах разобрана крыша, часть капитальных стен, перекрытия, при этом никаких мероприятий по укреплению не произведено, что-то начали, но бросили. Все это самым негативным образом повлияло на заднюю фасадную стену, которая сейчас оказалась на самом краю котлована. 

И все же авторитетные специалисты считают, что здание вполне жизнеспособно, необходимо завершить все работы по укреплению, вычинить стены и ввести в эксплуатацию.

Надеюсь, то, что мы вышли в публичное пространство, если не переломит ситуацию, то хотя бы отсрочит снос. 

Комментарий «Хранителей Наследия»:

Итак. Первоисточником сообщения о сносе по приказу министра в СМИ, в том числе градозащитных, был выставлен петербургский ВООПИК. Его представитель, между тем, говорит нам, что эта информация «ничем не подтверждается. Мы не присутствовали при разговоре. Возможно, это просто элемент какой-то игры». 

Круг замкнулся. История заставляет вспомнить известный анекдот про ложки, которые потом нашлись, «но осадок остался».

Однако же информационная буря вокруг семеновских казарм, несомненно, принесла плоды. Если решение о сносе и было, то никто из причастных к нему в этом теперь ни за что не признается. Напротив, весьма вероятно, что Минкультуры и его Северо-Западная дирекция постараются найти «компромиссный» вариант с частичным сохранением исторического здания, при котором нельзя будет говорить о полном его сносе. 

И совершенно очевидно, что если бы петербургский ВООПИК 10 мая не «вышел в публичное пространство» - Семеновские казармы уже в эти выходные сровняли бы с землей.

А если этого не произошло и не произойдет – это гораздо важнее, чем любые «элементы какой-то игры». 

Заглавное фото (Санкт-Петербургское отделение ВООПИК): семеновские казармы до начала строительства новой сцены МДТ. Фото в тексте (Минкультуры РФ): нынешнее состояние и проект встройки в театральный комплекс

На главную