При смерти? Зайдите через годик
25 ноября 2017 года в Екатеринбурге должна была состояться коллегия Министерства культуры РФ, на которой, среди прочего, должен был разбираться вопрос о мерах по сохранению деревянного зодчества России. В последний момент коллегия была отменена министерством без объяснения причин.
А жаль - ее участникам было бы нелишне познакомиться с нижеследующим материалом. Тем более, что не известно, дотянет ли подмосковная усадьба Бергов до дня, когда эта коллегия все же состоится.
Время от времени в социальных сетях появляются фотографии покосившегося на все возможные стороны резного деревянного особняка (Берга-младшего), оказавшегося на территории современного коттеджного поселка. Называется он, конечно же, «Усадьба Бергов». Это соседство дорогой недвижимости и погибающих памятников архитектуры, столь характерное для центральных областей России, давно никого не удивляет. Если бы подмосковные власти (теперь усадьба оказалась на территории Новой Москвы), раздавая в 2000-е годы участки под застройку прямо на территории усадьбы, что вообще-то немыслимо ни по каким охранным законам) хотя бы наложили на застройщиков обременение в виде консервации и реставрации двух деревянных домов… Однако судьба их, судя по всему, никого не интересовала, кроме краеведов. Новая комфортабельная жизнь цвела и плодоносила на развалинах старой.
Хотя деревянные дома в 1904 году строили для себя миллионеры, золотопромышленники Берги. У бизнес-элиты разных эпох разные представления о прекрасном.
Свежий репортаж «Вестей» не оставляет сомнений, что усадьба доживает последние месяцы. Дом Берга-младшего держится, похоже, либо на честном слове Единого госреестра, либо на прислонившемся к фасаду дереве. Дом Берга-старшего превратился в груду обломков. Большинство хозяйственных построек уничтожены, причем не в эпоху усадебных погромов, а в последние 20 лет. Как сообщается, «жители окрестных деревень разобрали их на стройматериалы».
«Остался дом Берга-младшего, который в достаточно покосившемся состоянии и может не пережить эту зиму», — совершенно справедливо говорит местный активист Екатерина Ванеева.
Надежды на спасение сохраняются, но весьма туманные: «Выйдем на какие-то торги, посмотрим, будем ли участвовать, что будет в конкурсной документации. Жителям интересно, жители переживают как за сами памятники, так и за историческую территорию», — рассказывает журналистам Евгений Желанов, гендиректор фирмы, обслуживающей коттеджный поселок.
По предварительным оценкам, на восстановление необходимо около 200 миллионов рублей.
Торги, о которых упоминает гендиректор, пока еще не назначены. Их недавно обещало провести Министерство имущественных отношений Московской области (усадьба остается в собственности региона). Как заявил министр Андрей Аверкиев, есть планы в 2018 году сдать усадьбу Бергов (вместе с другой разваливающейся усадьбой - Виноградовом на Долгом пруду) в льготную аренду по формуле «1 рубль за 1 кв. метр», в рамках губернаторской программы усадьбы Подмосковья. Эта программа, как известно, предполагает заключение с инвестором договора, по которому он обязуется восстановить объект культурного наследия за семь лет. После этого вступает в силу льготная ставка арендной платы.
Мосгорнаследие, со своей стороны, еще в 2014 году позаботилось об утверждении предмета охраны памятника регионального значения в составе: «Усадьба Бергов: — водонапорная башня, 1904 г.; — дом В.П. Берга, 1904 г.; — дом Берга младшего, 1904 г.; — каретный сарай, 1904 г.; — скотный двор, 1904 г.; — хозяйственная постройка, 1904 г." (ансамбль)».
В общем, это тот неловкий случай, когда предмет охраны и пообъектный состав гораздо больше того, что сохранилось от памятника.
И наконец, главное: как сообщается, торги по усадьбе Бергов намечены… на декабрь 2018 года.
При смерти? Зайдите через годик, полечим.
Досье (по материалам В. Разумова). Комплекс из двух жилых домов и многочисленных хозяйственных построек был создан в 1904 году, при участии известного архитектора В.Д. Адамовича.
В советское время усадьба находилась в ведении Госплемзавода «Первомайский», в доме Берга-младшего располагалась школа. В конце ХХ в. дом Берга-старшего был заброшен, а хозяйственные постройки частично растащены на кирпич.
Территория бывшей усадьбы в начале 2000-х гг. была продана совхозом под застройку. Усадебные скотный и конный дворы полностью исчезли к 2006 году. Сохранились водонапорная башня и заросший пейзажный парк на берегу р. Десны. Приватизация двух усадебных домов и водонапорной башни планировалась еще в 2014 году.
P.S. Комментарий Мосгорнаследия.
Фото: Вера Шестакова. Видео: «Вести-Москва»