Грядущее благоустройство в Ярославле заставило экспертов писать в Минкультуры
Мэрия Ярославля подготовила задание на разработку эскизного проекта благоустройства Петропавловского парка города: именно он занял первое место в майском голосовании за проекты благоустройства городских территорий и набрал 32 тысячи голосов. Такой проект предполагает устройство пешеходных дорожек, уличного освещения, детских игровых площадок; установку МАФ (лавочки, урны); озеленение территории (посадка деревьев и кустарников) и т.п. Комментируя итоги голосования, мэр Ярославля Артем Молчанов сообщил, что высокая активность граждан, голосовавших за благоустройство, даст возможность быстрее получить средства из федерального бюджета. Итак, Ярославль включается в гонку за казенные миллионы: быстрее-выше-сильнее. Где здесь вопросы наследия (парк – ОКН), сохранения (ФЗ-73) и исторической достоверности и стилизации? Ну, пока – нигде. Заметим, что это уже второй подход к благоустройству исторического Ярославля: ранее мы писали о дискуссиях вокруг проекта пешеходной зоны в центре города.
И вот – на днях - профессиональную общественность ознакомили с подготовленным мэрией заданием на эскизный проект благоустройства Петропавловского парка. В результате эта самая общественность (эксперты ВООПИК, ИКОМОС, а также Ярославского отделения Союза архитекторов) подготовила открытое письмо на имя Министра культуры РФ, Губернатора Ярославской области и Мэра города Ярославля. Что же такого увидели эксперты в намерениях, изложенных пока на бумаге, что заставило их адресоваться быстрее-выше-к тем, кто сильнее?
Фото: Предложение, представленное мэрией
Фото: Фрагмент специального геометрического плана земель Ярославской Большой мануфактуры в 3 полицейской части г. Ярославля. 15 ноября 1846 г.
Фото: Современное состояние Дома управляяяющего
Вот как характеризуется значение Парка в Акте государственной историко-культурной экспертизы 2015 г., уточняющем сведения об ансамбле: «Парк является подлинным свидетельством о путях развития русской садово-парковой и ландшафтной архитектуры на протяжении трех веков (с XVIII по XX включительно), представляет собой ценность с точки зрения науки и техники, свидетельствуя о технологических решениях полотняного производства, передового для XVIII века, а также несет в себе информацию о развитии и трансформации социальной культуры крупного производственного комплекса страны, существовавшего почти 300 лет (Ярославская Большая Мануфактура, затем Торгово-Промышленное Товарищество «Ярославская Большая Мануфактура», затем комбинат «Красный Перекоп»)».
На церкви Петра и Павла, начиная с 1990-х гг. планомерно проводятся реставрационные работы, в ходе которых выполнены инженерные работы, восстановлен облик храма и его интерьеры. Однако другие постройки парка, пруды и зеленая рекреационная зона находятся в вопиющем запустении и годами не могут дождаться реставрации и приспособления. Речь идет о трех ОКН: Богадельня Карзинкиных, Дом управляющего (Дом жилой), Голландская светлица (Казарма для рабочих ЯБМ), история которых неразрывно связана с парком. Целесообразно ли благоустраивать территорию, игнорируя основные ее проблемы и смысловые ценности? Допустимо ли обращение с ней по тем же лекалам, что и с рядовым парком культуры и отдыха?
Сравнивая по значимости и ценности Петропавловский парк в Ярославле с Лефортовским парком в Москве, авторы Открытого письма отмечают: «Петропавловский парк в отличие от столичных объектов не претерпел кардинальных реконструкций и обладает потенциалом воссоздания регулярного сада петровского времени с уникальной гидросистемой водоёмов, с фонтанами, каскадом прудов и каналами. Нас ознакомили с подготовленным мэрией города Ярославля техническим заданием на разработку эскизного проекта благоустройства Петропавловского парка с размещением на достаточно случайно выбранной территории парка некоего типового по своему составу набора спортивных и игровых площадок, что вызывает большое сомнение. Исторически сложилась ситуация, когда все подобные аттракционы располагались в Рабочем парке, а парадиз Петропавловского двора, в обязательном порядке посещавшийся всеми прибывавшими в город «царственными особами» в знак уважения Петра I, оставался местом философских размышлений и эстетического наслаждения. Парк, как признанный объект культурного наследия федерального значения, не должен иметь ничего случайного. Его проектирование и обустройство необходимо вести в рамках работ по сохранению в строгом соответствии с Федеральным законом об объектах культурного наследия и принятыми подзаконными актами. Выполнять эти работы должны аттестованные на такие виды работ специалисты высшей категории, имеющие соответствующую лицензию, иначе парк, который пока еще может стать уникальной достопримечательностью не только российского, но и европейского масштаба, неумелыми действиями будет погублен».
В письме также обращается внимание на то, что парк находится в муниципальной собственности, а каскад прудов в нём – в федеральной и работы по нему не могут быть профинансированы из программы комфортной городской среды.
«Отрадно, что мэрия города озаботилась состоянием парка, опубликовав в СМИ предложение с намерениями восстановить и (а теперь внимание!) приспособить историческую среду парка под современную зону отдыха с площадками развлечений, - сообщил «Хранителям Наследия» Юрий Аврутов, аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, почетного члена Совета НК ИКОМОС, Россия. - Спорное и неоднозначное решение, предполагающее активное вмешательство в структуру парка, вызвало обеспокоенность общественности и специалистов в области сохранения культурных ландшафтов, обратившихся с открытым письмом к Министру культуры Российской Федерации, губернатору Ярославской области и мэру города. Авторы письма поддержали инициативу властей заняться проблемами Петропавловского парка, но в то же время предостерегают от опрометчивых решений, чреватых утратой уникальной ландшафтной садово-парковой архитектуры, практически не имеющей аналогов, предложив в помощь проектировщикам официально образовать при губернаторе области наблюдательный совет в составе специалистов-профессионалов, членов общественных организаций в сфере культурного наследия, и наделить его соответствующими полномочиями. Надеюсь на грамотный научный подход к решению проблем Петропавловского парка в Ярославле».
Авторы открытого письма предлагают: «Понимая свою гражданскую и профессиональную ответственность и руководствуясь целями, изложенными в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», просим Вас образовать при Губернаторе области наблюдательный совет в составе специалистов-профессионалов, членов общественных организаций в сфере культурного наследия, и наделить его соответствующими полномочиями».
Целиком и полностью поддерживаем предложение об образовании Наблюдательного совета при губернаторе Ярославской области. Очевидно, что проекты для столь значимых и чувствительных для города территорий должны проходить фильтр серьезного профессионального контроля, чтобы любительство и типовые решения не стали привычной и допустимой нормой в таком крупном культурном центре как Ярославль.
Досье: Петропавловский парк в Ярославле представляет собой интересную ландшафтно-архитектурную композицию, состоящую из сложной гидрологической системы Кавардаковского ручья с каскадом шести рукотворных прудов, подпитываемых ручьем, регулярной планировки восточной части парка с широкими осевыми и диагональными сквозными аллеями, образующими партеры, и рядовых и пейзажных посадок южной части. Парк является элементом ансамбля полотняного производства Ярославской Большой Мануфактуры (XVIII-XIX вв.), объединяющего церковь Петра и Павла (1736-1744 гг.), построенную в стиле голландского барокко, ставшую уникальным явлением для ярославской архитектуры, главной архитектурной достопримечательностью полотняного двора, а также производственные и жилые постройки, и, собственно, неповторимую живописную природную среду исторического парка.
Изначально (с 1722 по 1734 гг.) система рукотворных прудов была основой производственного цикла полотняного двора. Интересно, что уровень воды в прудах регулировался с помощью сложной дренажной системы, включавшей в себя открытые переливы, трубы и дренажные каналы, частично дошедшей до нашего времени. К середине XVIII века полотняный двор сформировался как производственный комплекс с усадебным компонентом, планировочно и стилистически единым, исполненным в соответствии с требованиями «регулярной» эстетики. Доминирующая функция ансамбля была производственной. В начале XIX в. комплекс прудов выводится из производственной зоны и относится к парку – зоне отдыха. В советские годы вся территория полотняного двора становится общественным парком, основу планировки которого составляет историческая водная система, а композиционным центром ансамбля является ряд исторических строений, гармонично вписанных в парк.