Изгнание декабристов из храма
В Чите многолетний «тлеющий конфликт» вокруг передачи епархии старейшего в городе Михайло-Архангельского храма 1776 года, который часто называют Церковью декабристов, похоже, вот-вот войдет в решающую стадию.
Напомним, что там с 1971 года располагается Музей Декабристов, благодаря которому храм и дожил до наших дней. Но вот теперь стало известно, что минкультуры края планирует построить новое здание и переселить музей. Все выглядит многообещающе, как благое дело… Однако не сообщается: сначала новый корпус построят и потом музей выселят из храма, или же возможна и патовая ситуация, когда Читинская епархия заберет храм, а музей останется на улице.
У регионального минкультуры планы, конечно, большие, но ведь не дается никаких гарантий их осуществления. «Дополнительное здание музея должно располагаться в непосредственной (визуальной) близости к единственному аутентичному экспонату эпохи декабристов в Забайкальском крае – Михайло-Архангельской церкви – на пересечении улиц Столярова и Селенгинская. Это должно быть здание в стиле классицизма первой четверти XIX века. Площадь помещения должна составлять не менее 800 квадратных метров и отвечать всем требованиям к современному музею нашего времени», – пояснили журналистам в министерстве. Также сообщается, что в здании будут экспозиционные и выставочные залы, вместительные вестибюли, музейный магазин и кафе. Рядом — удобное место для стоянки автомобилей.
Между тем, как отмечают местные СМИ, противостояние между Музеем декабристов и Читинской епархией – дело многолетнее и непримиримое. Церковь требует полного и безоговорочного возвращения храма и хочет там проводить службы. Доводы о том, что Церковь декабристов давно уже стала символом Читы и декабристского движения, и что именно сами исторические стены и являются главным экспонатом музея – никак не работают.
Вариант решения предлагался еще пять лет назад. Вот что говорил почетный гражданин Читы, доктор исторических наук, профессор Михаил Константинов: «Оказавшись в Чите, декабристы собрали средства на ремонт уже ветхой к тому времени церкви. Так они спасли это уникальное здание. Затем с церковью, которая находилась буквально в 100 метров от острога, связана вся история пребывания декабристов в Чите – здесь они венчались, крестили детей, молились и отмечали церковные праздники. В народе её так и стали называть – Церковью декабристов, и вполне разумно 30 лет назад в этом здании открыли музейную экспозицию. Несмотря на относительно небольшие размеры, это один из лучших музеев нашей страны – по тематической наполненности экспозиции, наличию подлинных вещей. Будучи одним из немногих музеев по декабристской тематике, он должен охраняться и получать развитие.
Но к сожалению, в последнее время мы наблюдаем периодические атаки на музей со стороны первых лиц местной епархии. Я думаю, что церковь вряд ли заинтересована в ссоре с интеллигенцией, а то, что происходит – это неуважение к светской культуре, направленное против мнения большинства интеллигентов. В настоящее время в Забайкалье сделано многое для восстановления старых и постройки новых храмов, и эта маленькая церковь вряд ли существенно расширит возможности для отправления религиозной службы. И я скажу прямо – это здание нельзя использовать как церковное по условиям техники безопасности.
В нашей стране есть положительные примеры разрешения подобных конфликтов – обсуждение полной передачи Исаакиевского собора пресекла политическая воля, здание сохранило статус музея, а религиозные службы там проходят только в определённые дни и только с разрешения дирекции музея. Так же должно быть и у нас».
Появившаяся информация о грядущей реорганизации Музея декабристов вновь подняла волну обсуждений о пользе и перспективах передачи здания храма в ведение Читинской епархии. Группа ученых, архитекторов, краеведов, общественных деятелей обратилась к губернатору Забайкальского края Александру Осипову с письмом, в котором просит повлиять на судьбу важнейшего архитектурного памятника Читы.
В петиции подчеркивается не только культурный урон от перевода музея в другие стены, но и угрозы самому храму: «Памятник простоял 35 лет без капитального ремонта, силами сотрудников объект поддерживается в удовлетворительном состоянии. На основании его обследования в 2004 году было сделано заключение, что в случае увеличения нагрузки необходимо проведение реконструкции перекрытия. Современное техническое состояние таково, что требуется проведение работ по капитальному ремонту кровли, текущему ремонту помещений. Зафиксированное обследованием гниение венцов находится в относительно (визуально) стабильном состоянии. Необходимо грамотное решение по организации водоотвода от здания. Вопрос ремонта нижних венцов требует тщательной подготовки материалов, в том числе древесины, и взвешенных решений по производству и организации работ.
Но в случае передачи памятника изменятся условия его использования. Неконтролируемое скопление людей, горящие свечи неизбежно нарушат температурно-влажностный режим помещений, что повлечёт за собой образование конденсатов и, как следствие, гниение конструкций.
Реконструкция памятника, устройство приточно-вытяжной вентиляции, кондиционирования, утепления стен, конструктивные решения по установке колокола, золочение куполов и крестов, иные мероприятия связанные с приспособлением памятника под культовое здание не могут быть реализованы без изменения его облика и предмета охраны, что противоречит требованиям российского законодательства об охране памятников. Специальным требованиям по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищённости памятник не отвечает и не может отвечать без разрушающего вмешательства в его структуру.
Современное использование объекта, как это и было предусмотрено при реставрационных работах 1980-х годов, в режиме регулируемого посещения туристическими группами, стабильной температурно-влажностной ситуации, что крайне важно для деревянного здания, служит главной идее сохранения памятника деревянного зодчества – консервации объекта, то есть, продление срока его существования для будущих поколений россиян».
Непримиримость позиций епархии и музея налицо. Заложником – как и в десятках подобных случаев – стал старинный храм. Но есть и особенная читинская деталь. В сообщении минкультуры Забайкальского края подчеркивается, что новый Музей декабристов должен проводить в жизнь и новый взгляд на них: снизить градус революционной темы в экспозиции, усилить общекультурную составляющую и сделать акцент на человеческие качества, самоотверженность и просветительские усилия декабристов. Вполне четко просматривается некоторая «новая идеология» подхода, которую хотят провести в жизнь.
Подробно про Церковь декабристов – старейшее здание Читы, единственный деревянный храм Забайкалья и объект культурного наследия федерального значения – можно почитать в «Энциклопедии Читы».
Фото: Сергей Бумагин