На Кириллов и Ферапонтово наступает «церковная реституция»

На Кириллов и Ферапонтово наступает «церковная реституция»

06.08.2018
На Кириллов и Ферапонтово наступает «церковная реституция»

Кирилло-Белозерский музей-заповедник может лишиться жизненно важных памятников, которые подлежат передаче Русской Православной церкви. Директор музея-заповедника Михаил Шаромазов рассказал ТАСС, что в июне этого года музей получил уведомление от Ферапонтовского прихода, который просит передать ему надвратные церкви и прекратить оперативное управление музея. Однако входные ворота надвратных церквей Ферапонтова монастыря - это единственный вход на территорию ансамбля. Чуть позже музей-заповедник получил письмо-уведомление от игумена Кирилло-Белозерского монастыря отца Анастасия, что монастырь хотел бы получить стены, окружающие Малый Ивановский монастырь. "Окружающие Ивановский монастырь стены находятся в остро аварийном состоянии. Поэтому ранее было решено, что стены остаются за музеем, и именно музей несет ответственность за их состояние и реставрацию", - сообщил гендиректор музея.

В июле поступило письмо-уведомление от митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия о том, чтобы передать Церкви в Ферапонтове церковь Мартиниана и Казенную палату, а в Кириллове - братские кельи.

«Архитектурные памятники центрального соборного комплекса Ферапонтова монастыря связаны между собой и все играют свою роль в балансе методов и способов поддержания режимов вокруг храма Рождества Богородицы и его основного сокровища - фресок Дионисия, - рассказал "Хранителям Наследия" архитектор-реставратор высшей категории Сергей Куликов. - Здесь всё важно: влажность стен, стабильность температуры воздушной среды. И нет в этом заключении никакой реставрационной сакральности и шаманства, а лишь точный расчет и опыт многих поколений совершенно различных специалистов, обеспечивших нынешнее состояние фрескового ансамбля. И поэтому использование как для посещения, так и проведения церковных церемоний возможно только под контролем и при взаимном согласовании, что уже в общем и происходит.

Особенностью же монастырского ансамбля является практически полное отсутствие келейной и хозяйственной застройки. Всё это было утрачено достаточно давно и вряд ли подлежит воссозданию, исходя из статуса объекта, отсутствия полноты знаний о его характере и устройстве. Вести новое строительство или приспосабливать под монастырское проживание единственное сохранившееся, одно из лучших, дошедших до нас гражданских зданий – каменную двухэтажную казённую палату, где на втором этаже хранился монастырский архив – вряд ли целесообразно. Архив заменила библиотека музея, в составе которой имеется около 30 тысяч томов, а основу составляют три крупных книжных собрания: искусствоведа В.И. Антоновой, историка академика Л.В. Черепнина, часть библиотеки московского издательства «Советский художник». Переводить уникальное книжное собрание некуда. Музей не обладает на данный момент отдельными зданиями фондохранилища или библиотеки - ни в Ферапонтове, ни в Кириллове. Библиотека музея-заповедника не в состоянии принять вышеназванное собрание, в виду недостаточности места, да и располагается она в Братских кельях ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря - основном административно-служебном здании музея, на которое также претендует Вологодская митрополия Русской Православной церкви, и в ближайшей перспективе равноценной замены не просматривается».

куликов1.jpgЦерковь Мартиниана на переднем плане, слева в глубине Казённая палата

куликов2.jpgАнсамбль Ферапонтова монастыря, вид с запада

Церковь же Мартиниана в Ферапонтове - это центральный комплекс монастыря, имеющий общую стену с Рождественским собором. Имеются данные, зафиксированные приборами, что постоянные богослужения в церкви Мартиниана приводят к изменению температурно-влажностного режима в соборе, что может привести к губительным последствиям для фресок. "Церковь чрезвычайно важна в жизни нашего государства и народа, но Ферапонтов монастырь - единственный уникальный памятник, сохранивший роспись Дионисия, аналогов которому нет в русском искусстве. Перед нами - обществом и страной - стоит задача сохранения этого уникального памятника", - отметил Михаил Шаромазов.

Возникшую коллизию в ближайшее время обсудит Союз музеев России. Об этом рассказал ТАСС президент союза, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский:

"Проблема возникает не только у Кирилло-Белозерского музея, точно такая же проблема стоит сейчас во Владимире, в Суздале, это очередной раз, когда нам нужно искать некий компромисс. У нас есть своя позиция, она такова: музеи и церковь во многих вещах занимаются близким делом, ссориться им ни в коем случае нельзя, потому что будет плохо и тем, и другим. У нас есть в Союзе музеев России специальная комиссия по взаимодействию с религиозными организациями, такая же комиссия есть в Министерстве культуры. В ближайшее время будем обсуждать эти вопросы и предлагать, как сделать так, чтобы не ссориться. Церковный и музейный режимы совместимы, если на то есть добрая воля - это самое главное. Ни о чем нельзя говорить категорично, категорично требовать что-либо нельзя".

Фото: Сергей Куликов, RG.ru

 

На главную