Поиск церковно-музейного компромисса
У планов по выводу Музея декабристов в Чите из Михайло-Архангельского храма 1776 года, который часто называют Церковью декабристов, и возвращения его Церкви пока нет конкретных сроков, а четких параметров заявленного грядущего строительства нового здания для музея также не обозначено. Об этом рассказал местным СМИ Виктор Колосов, директор Забайкальского краеведческого музея:
«Чтобы понять объём работ, создаётся предварительная концепция. Закреплены земельные участки в квартале улиц Столярова – Амурская – Декабристов – Селенгинская для изучения возможности размещения Музея декабристов и фондохранилища в исторической части города, в непосредственной близости семи объектов культурного наследия. Прорабатывается вопрос о возможности включения финансирования проекта в программы развития Дальнего Востока.
Музей должен быть современным и аутентичным. Он должен быть больше (по площади). В нём должны появиться новые аспекты декабризма и его влияния. Администрация музея не является субъектом переговорного процесса. Собственник здания –правительство Забайкальского края. Решение по передаче, в соответствии с Законом «Об имуществе религиозного значения…» не принималось».
Хотя решения нет, но опасения по этому поводу есть и – как мы уже писали – руководство музея разместило петицию против вывода его из Церкви декабристов. В петиции также выражены серьезные опасения по поводу сохранности деревянного храма в случае начала в нем регулярных служб.
Дискуссия уже развернулась на страницах СМИ.
Протоиерей Роман Витюк, бывший клирик Читинской епархии, высказал мнение, что целиком и полностью возвращать храм Русской православной церкви не стоит. Достаточно возобновить там разовые богослужения и отреставрировать интерьер: «Несколько лет назад бывший глава митрополии создал приход при церкви декабристов, имея в виду получить здание храма в пользование. В прошлом году я был руководителем этого юрлица, и могу заверить, что никаких известных мне планов принять во владение здание церкви нет. Поэтому не буду обсуждать фантастическую идею «епархия опять забирает храм, но выскажусь относительно азов сохранения культурного наследия. Почти все храмы, входящие в состав российских музеев, имеют научно восстановленный интерьер. Последнее по времени впечатление: в декабре, реставрация домового храма Екатерининского дворца в Царском Селе, где молились воспитанники Лицея, будущие декабристы. Кстати, даже на борту крейсера «Аврора» пару лет назад восстановили исторический корабельный храм, в котором теперь идут регулярные службы. Шах и мат, коммунисты?
Необходимо отдать должное экспозиции музея декабристов 1985 года. Для своего времени она была прорывом. Но мы давно живём в XXI веке. Самим своим местонахождением экспозиция грубо искажает внутреннее убранство ценнейшего памятника нашего города. Объективно, независимо от чьих-то сентиментальных чувств. И ветхие стены храма не позволяют воспользоваться современными возможностями музейного дела. Можно сформулировать двуединую задачу: новое помещение для новой экспозиции, старый интерьер для старой церкви. Ещё раз отмечу, что из всего вышесказанного никаким разумным образом не следует выделение церкви из состава музея. Во многих музеях есть практика совершения богослужений в храмах, под контролем музея. Вряд ли сегодня есть смысл и возможность служить в церкви декабристов чаще, чем раз в год, в день престольного праздника. И несколько раз в год венчание — именно этим знаменит наш храм в истории. Переоформлять для этого здание в пользование, тем более в собственность епархии, не нужно».
Любовь Носова, заведующая отделом Забайкальского краевого краеведческого музея «Музей декабристов»: «В настоящее время церквей и часовен в Забайкалье построено много. И это хорошо. Музей же декабристов в городе один. Его посещают тысячи читинцев. Многие люди специально едут по местам пребывания декабристов. Работники музея проводят экскурсионную, широкую массовую, научно-исследовательскую работу. Экскурсии проводятся не только на русском, но и на немецком языке. Зачем разрушать то, что хорошо работает и пользуется большим спросом? Нет другого места, где бы так тесно переплетены были судьба старинного храма с судьбами такого большого количества исторических деятелей общероссийского масштаба. Как ни одно другое здание в городе, оно хранит память о декабристах, находится на территории, где в непосредственной близости размещались казематы, дома жён декабристов.
Кроме того, проводившаяся в 1991—1992 годах экспертиза технического состояния здания, показала, что несмотря на реставрацию, перекрытия слабые, и посещаемость музея следует ограничивать.
В настоящее время в здании осуществляется устойчивый режим эксплуатации, охрана, проводятся регулярные косметические ремонты. Перемещение существующей экспозиции в другое здание невозможно, поскольку она создана с учётом архитектурных и градостроительных особенностей объекта».
Конечно, замечательно, что все возможные варианты открыто обсуждаются. Но тревоги музейных сотрудников основаны на имеющей место быть практике исходов подобных ситуаций: есть примеры, когда музеи выводили из храмов если не просто «в никуда», то в помещения, не приспособленные для музейных целей и размещения экспозиции в том формате, в котором она существовала ранее. Ну а «совместное проживание» музея и Церкви, как опять-таки показывает практика, чаще все же заканчивается полным вытеснением музейных функций…
И хотя никаких административных конкретных действий пока не предпринимается, но – что называется – нет дыма без огня. Получится ли в Чите извлечь уроки и взять лучшее из всероссийского опыта?