«Сидишь на ряду, не молви – не могу»

«Сидишь на ряду, не молви – не могу»

10.04.2023
«Сидишь на ряду, не молви – не могу»

Реставрацию уникальных Торговых рядов в Солигаличе оценивает костромская полиция

Евгения Твардовская

В 2016 году наш сайт поднял вопрос о сохранении последних деревянных торговых рядов в России – в городе Солигаличе Костромской области. Тогда ряды были в опасности: расселенный памятник, готовящийся вандальный проект, удаленность – все было не в пользу уникального объекта, который – по сути – имел шансы стать туристическим сердцем небольшого городка, да еще и источником его прибыли. Но – нет, все активно уклонялось в привычное русло уничтожения.

И все же тема имела резонанс, подключился губернатор, совершивший даже ряд выездов на объект, про ряды вспомнили специалисты. Надежда на сохранение замаячила. А потом... маячить перестала...

Прошло почти семь лет. Как думаете – что сейчас происходит в центре Солигалича на Красной площади, где стоял замечательный объект культурного наследия?

Вопрос в нашей викторине-то один, да вот ответов – несколько: с какой стороны посмотреть.

ряды 1967 г..jpg

Фото: Ряды в начале XX века

ряды27.jpg

Фото: Состояние Рядов до начала реставрации. Ориентировочно 2014 год

ряды28.jpg

Фото: Разбор Рядов в декабре 2020 года

ряды32.jpeg

ряды22.jpeg

Фото: Реставрация деревянных Рядов в апреле 2023 год

Ответ первый. Официальный. Положительный.

В недавнем посте в соцсети Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области сообщает – официально и весьма оптимистически: 

«В городе Солигалич продолжаются работы по реставрации деревянных рядов…

Реставрационные работы начались в 2020 году. Значительный объем времени заняли работы по подготовке площадки и разборке, складированию и анализу бревен и элементов. Работы по реставрации сруба ведутся на удаленной площадке в черте города… На сегодня – восстановлена система перекрытия над подвалом, собрано от 5 до 6 венцов. Для сборки уличной стены начата установка исторических колод дверей…

Серьезной проблемой на данный момент является искривление исторических бревен, полученной при долговременных деформациях конструкций в конце ХХ века. Сейчас бревна собираются обратно в конструкцию, плотникам приходится устраивать дополнительные затяжки и систематически корректировать положение бревна, чтобы добиться восстановления его первоначального положения.

Параллельно, на пл. Красной завершаются работы по устройству фундамента, который также играет роль цокольного этажа. Данной работе предшествовали масштабные археологические раскопки на всей площади объекта, в результате которых получена богатая коллекция археологических предметов. Завершить работы по цокольному этажу планируется до конца мая, после чего реставраторы начнут перевозить и собирать сруб на историческом месте».

Подтверждающие фотографии, которые прилагаются к этому посту, однако же, оптимизма не внушают и вызывают массу вопросов. Подлинный кирпичный цокольный этаж рядов на них отсутствует, на его месте громоздятся новехонькие железобетонные конструкции, что выглядит совсем странно для памятника деревянного зодчества XIX века. Сборка сруба «на удаленной площадке» происходит зимой без хотя бы примитивного навеса, – под снегом и просто в снегу.

Неужели такая снежная терапия способствует выпрямлению исторических бревен? Условия хранения подлинных элементов демонтированного сруба – на фотографиях не показаны вовсе.

Ответ второй. Общественный. Тревожный. 

Важная тема – деньги и сроки этой реставрации. Их неоднократно корректировали. 

В 2019 году сообщалась цифра в 54 млн, планируемый срок завершения работ – 1 августа 2021 г. Не задалось.

В 2020 – 57 млн – с тем же сроком завершения. Но не сложилось – не успели: «Рабочие приехали к нам из Санкт-Петербурга, а это не близко», – объясняла начальник областной Инспекции по охране ОКН Светлана Голикова.

В результате – пока рабочие ехали из Петербурга, видимо, на перекладных и оленях, – общая стоимость реставрации рядов составила уже более 80 млн рублей. Сроком окончания работ в обновленной тендерной документации значится 1 ноября 2023 года. Но и тут, видимо, уверенности нет. На инфощите срок окончания работ по госконтракту стыдливо заклеен кусочком скотча.  Действующие лица указаны следующие:

Заказчик: ОГБУ «Наследие», Проектная организация: ООО «РМ «Образ», Подрядная организация: ООО «ГК Р.О.С.С.». Все вышесказанное заставило областное отделение ВООПИК обратиться с запросом в УМВД РФ по Костромской области.

«Первоначально реставрационные работы планировали завершить к 1 августа 2021 года, а теперь обещают только к концу 2023 года. То есть срок увеличился в 2,5 раза, что вызывает серьезные опасения за сохранность, так как за это время подлинные деревянные элементы могут попросту сгнить, – рассказал «Хранителям Наследия» Николай Сорокин, председатель Совета Костромского областного отделения ВООПИК, депутат городской думы. – 3 марта 2023 года Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области сообщила, что работы продолжаются и опубликовала ряд фотографий, однако ни на одной из них не зафиксировано, где и в каких условиях хранятся подлинные деревянные элементы конструкции здания. На реставрацию выделены значительные государственные средства, однако затягивание работ, вероятно, не способствует сохранению подлинности памятника и, возможно, приведет к дополнительным нецелевым затратам. На основании вышеизложенного, мы просим провести проверку по факту ненадлежащего проведения работ на объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Торговых рядов», находящемся в г. Солигаличе Костромской области».

Добавим к этому, что увеличение расходов и удлинение сроков в реставрации, конечно, то и дело случаются. Иногда это можно только приветствовать – если, конечно, делается это ради сохранения памятника и обеспечения его научной реставрации. Но даже официальный фоторепортаж Инспекции по охране памятников Костромской области убеждает, скорее, в обратном.  

Ответ третий. Силовой. Факты – вещь упрямая.

По нашей информации, 3 апреля 2023 года для оценки ситуации с реставрацией Торговых рядов в Солигалич выезжали представители Управления экономической безопасности УМВД РФ по Костромской области. Экспедиция выяснила, что бревна разобранных Торговых рядов находятся на лесопилке, там же происходит попытка собрать сруб – в снегу, а теперь еще и в воде. Ну а на месте, где стояли ряды – внушительные бетонные конструкции со сваями, которые – как утверждает костромская охранная Инспекция – должны стать цоколем строящегося памятника архитектуры. Предмет охраны, выходит – уничтожен?

Своими впечатлениями с «Хранителями Наследия» поделилась Александра Андреева, архитектор-реставратор, которую костромская полиция привлекла к своему солигаличскому рейду в качестве консультанта:

«В 2016 году, когда стало известно о бедственном положении Торговых рядов, группа энтузиастов из профессиональных архитекторов-реставраторов взялась их защищать и разрабатывать альтернативный проект сохранения памятника. К этой работе привлекли и меня для сбора исторической информации. Мной она была предоставлена – просто как текст, без подписи. Работа шла, как говорили, на волонтерских началах... Затем наши отношения прервались, и я не была в курсе дальнейшей судьбы проекта.

То, что увидели сотрудники полиции и я 3 апреля 2023 года, совершенно не походило на место, где совершается таинство научной реставрации. Частично обнесенный забором из профнастила участок. Отвалы, оставшиеся от проведения археологических и земляных работ, гордо возвышались как на самом участке, так и на склоне  оврага, где протекает ручей. Вероятно, вывезти их помешала чья-то злая воля… Вместо кирпичного цокольного этажа, который включен в предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Торговых рядов: XVIII–XIX вв.; корпус № 2» на участке устроена монолитная железобетонная конструкция, сверху украшенная некоторым количеством хаотично разложенных и ничем не укрытых бревен в стадии полуокоренности.

ряды23.jpeg

ряды16.jpeg

ряды20.jpeg

ряды21.jpeg

ряды13.jpeg

ряды18.jpeg

Когда же из беседы с поголовно неаттестованными МК РФ сотрудниками ООО «ГК Р.О.С.С.» выяснилось, что под этим бетонным гибридом дота и потерны устроены еще и сваи с глубиной заложения до 10 метров, то пришло понимание, что не стоит ожидать чудес, и что эти странные опыты неаттестованного конструктора на тему оборонного зодчества ХХ века никакого отношения к научной реставрации не имеют, а помимо этого нарушают утвержденный предмет охраны.

Ознакомившись с документацией, находившейся на реставрационном участке, я обнаружила в ней много неожиданного лично для себя: так, я увидела свою подпись на чертежах, которые не выполняла, на титульных листах, а также – как оказалось – я была обозначена главным архитектором в некоторых разделах проекта. Уточню, что никаких подписей я не ставила и никого на это не уполномочивала. Побеседовав с сотрудниками ООО «ГК Р.О.С.С.», услышав, что субподрядные организации не имеют лицензии МК РФ и сотрудники их тоже не имеют аттестации, еще раз восхитившись от всей души результатом их трудов праведных и культурой производства работ, мы от утраченной кирпично-цокольной части объекта решили переместиться в сторону заботливо сохраняемой деревянной. Дорога разочарований тянулась дальше…

Заботливо сохранялась она на частном деревоперерабатывающем предприятии, расположенном в черте Солигалича. Насколько это было сохранение, можно наблюдать на сделанных в тот день фотографиях. Весна пришла на солигаличскую землю, и между подобиями паллетов, а местами и просто сваленных фрагментов Торговых рядов активно таял обильно лежавший там до этого снег. Исторические деревянные элементы по большей части лежали непосредственно на грунте. Малая их часть находилась в укрытиях из подсобного материала, но и там был допущен непосредственный контакт дерева и грунта. То, что использовалось для демонстрационных целей при съемке позитивных репортажей о ходе этой реставрации и составляло малую часть от объема памятника, находилось в полуоткрытом цеху. Лесопильное производство при этом активно функционировало, и контакт фрагментов Торговых рядов с отходами деревообработки происходил беспрепятственно. В качестве показательной площадки проведения работ было устроено место сбора подобия конструкции сруба. Максимум, которого удалось достичь за годы исполнения госконтракта – это восемь венцов. В большей части подобия конструкции дошло до трех-четырех венцов. Никаких следов применения и хранения составов огне-биозащиты обнаружено во время нашего осмотра не было.

В процессе осмотра сотрудниками полиции были опрошены все причастные к проведению работ, находившиеся на месте, а также потенциальные свидетели. На деревообрабатывающем предприятии, как и на месте устройства бетонного сооружения, не было обнаружено ни одного аттестованного специалиста.

С большой долей вероятности могу сказать, что такая реставрация могла произойти благодаря крепкой и длительной плодотворной связи органа охраны памятников Костромской области и заказчика проведения работ ОГБУ «Наследие». Также можно констатировать, что энтузиазм привел участников процесса реставрации именно к тому самому причинению ущерба памятнику, избежание которого было ими заявлено в 2016 г. в качестве причины участия в судьбе Торговых рядов.

Пока идет изучение полученных материалов сотрудниками полиции, выводы только формируются. То, что это была реставрация, на мой взгляд, обосновать очень сложно. Реставраторы деревянного зодчества часто подают свое умение как что-то недосягаемое и элитарное. Не буду с ними спорить… Но с этой недосягаемостью и элитарностью совершенно не вяжется то, что мы увидели, и то что осталось от Торговых рядов, и то, что было выстроено вместо подлинного кирпичного цоколя.

Почему беспокойство о судьбе примечательного памятника деревянного зодчества, единственного в своем роде, исходило от простых граждан, а не от областного органа охраны, и не от контролирующего Управления МК РФ, тоже достаточно интересный вопрос».

ряды10.jpeg

ряды9.jpeg

ряды8.jpeg

ряды7.jpeg

ряды6.jpeg

ряды3.jpeg

ряды2.jpeg

ряды1.jpeg

ряд17.jpeg

Предварительные выводы

По нашей информации, к ситуации с Торговыми рядами в Солигаличе подключены сейчас и другие силовые структуры Костромской области. Происходит изучение и оценка документов. Решается вопрос о реагировании правоохранительных органов по итогам этой работы. Возможно ли теперь восстановление Торговых рядов, и с какой  степенью подлинности? Почему спустя три с лишним года после объявления госконтракта на месте памятника – только железобетонные конструкции? Как быть с предметом охраны, кто в ответе за «хранение» элементов разобранного сруба в снегу и под открытым небом? Видимо, это вопросы, на которые ответы мы получим в ближайшее время. Возможно, вместе с ответами на вопросы из другого костромского уголовного дела – по сносу исторической Подпольной типографии, выявленного ОКН, прямо средь бела дня в центре Костромы. 

Похоже, Костромская область становится лидером по активности привлечения силовых структур к делу охраны и реставрации памятников. То ли с организацией дела что-то не то, то ли с госорганом что-то не так.

Мы понимаем при этом, что реставрация Торговых рядов в Солигаличе изначально представляла собой весьма сложную задачу. Мало того, что в 2016 году, о чем мы писали тогда, энтузиастам – реставраторам  и общественникам – пришлось отбиваться от откровенно вандальных и некомпетентных проектов. Состояние самого объекта, стоявшего вплотную к оврагу, было тяжелым: он, что называется, «терял геометрию», фундаменты разъезжались, кирпичный цоколь пронизывали трещины. Сохранение объекта требовало не только чисто реставрационного, но и инженерного вмешательства. А сохранение подлинности объекта – ювелирного качества этого вмешательства.

Но не получилось ли семь лет спустя, что реставрация, по сути, пошла по тому же пути, с которого ее пытались увести в 2016 году профессиональные и общественные защитники памятника? 

Ради объективности картины мы направили запросы с просьбой прокомментировать ситуацию на объекте и ход реставрационных работ – всем причастным. Ответов ждем. Продолжение следует.

Фото: Александра Андреева, Анастасия Фишер

На главную