Цена «Свободы», или Культурный цугцванг

Цена «Свободы», или Культурный цугцванг

30.12.2022
Цена «Свободы»,  или Культурный цугцванг

23 декабря в Музее архитектуры имени А.В. Щусева состоялся Круглый стол, на котором эксперты, депутаты, жители, сотрудники музея обсудили вопрос, уже много лет «висящий в воздухе» и не решаемый: как вернуть жизнь в Клуб фабрики Свобода на Вятской улице в Москве. Решили подготовить обращение к мэру, представив его в виде плана и предложений по будущему использованию и экономике восстановления. 

«Это обидная ситуация, потому что несколько лет назад клуб выиграл премию за московскую реставрацию. Да, он был отреставрирован, причем, как считается, образцово отреставрирован, а последние пять лет он медленно разрушается. Здание без пользователя и без функции разрушается неизбежно", – сказала директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева

депутаты4.jpg
депутаты2.jpg
Фото: Выступление Елизаветы Лихачевой, директора МУАРа, и Константина Михайлова, главного редактора "ХН", на Круглом столе 23 декабря

Елизавета Лихачева также отметила, что МУАР не может остаться безучастным к судьбе здания Мельникова. В случае его восстановления музей сделает в одном из помещений постоянную экспозицию, посвященную архитектору и Клубу: «Последнее время все говорят о возрождении Советского Союза. Хочется вернуться к бесплатным детским кружкам. Музей готов встроиться в программу, мы готовы оказать содействие, привлечь дополнительное финансирование, сделать экспозицию. Необходимо предложить комплекс решения проблем».

"Вопрос в том, кто будет владеть этим зданием, помимо города Москвы, который является владельцем этого здания, и заниматься его реставрацией, потому что действительно это памятник регионального значения, у него должен быть хороший проект", – сказала директор – главный хранитель Музея Мельниковых Анна Кистанова.

Собравшиеся сошлись на том, что в здании вполне реально совместить выставочные и социальные функции, вернув туда творческие коллективы района, предусмотрев при этом и долю коммерческого участия. Очевидно, что городскому бюджету не потянуть реставрацию в одиночку. Соответственно, это может быть смешанное финансирование с привлечением средств инвесторов. Логично, чтобы это были инвесторы, развивающие в Савеловском районе свой строительный бизнес.

Ну а мы публикуем материал – с полной информацией о физическом и юридическом состоянии Клуба, вариантах его дальнейшей судьбы. Мы собрали мнения всех сторон:

– муниципальных депутатов Савеловского района – в лице Татьяны Агаповой,

- специалистов – в лице историка и кандидата искусствоведения Николая Васильева,

- директор Театра Антона Чехова - Ирины Григорьевой.

***

Евгения Твардовская

Клуб фабрики «Свобода» – единственный из шести клубов великого Константина Мельникова в Москве, который не отреставрирован, не используется и разрушается

Конечно, если сегодня вы вдруг окажетесь в столице на улице Вятской, то вряд ли угадаете в заброшенном массивном коричнево-белом здании с разбегающимися лестницами на фасаде значимый памятник советской архитектуры – клуб фабрики «Свобода», созданный зодчим с мировым именем Константином Мельниковым в 1927–1929 гг.

Двери заколочены, фасады обшарпаны, зияют раскрытые вентшахты. Со стороны когда-то паркового фасада памятник подпирает строительный рынок со всеми вытекающими последствиями и отходами жизнедеятельности. С северного фасада была парковка, проходившая с 1990-х под грифом «территории свободного доступа», теперь здесь прокладывают газовые сети. Оставшийся клочок бывшей территории клуба огорожен, летом зарастает бурьяном, наполняется брошенными банками и бутылками, старых деревьев почти не осталось. Вот уже третье поколение жителей Москвы видят этот памятник архитектуры таким.

А ведь когда-то жизнь здесь бурлила. Да и сейчас квадратные метры в здании практически в центре Москвы – разве никому не нужны?

В столичном Музее архитектуры в октябре 2022 года открылась выставка МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF, на которой впервые столь полно было представлено широкой публике наследие архитектора Константина Мельникова. Конечно, материалы по клубу «Свободы» также присутствуют. Стало очевидно, что это единственный из шести московских клубов Мельникова, который так и не нашел своего места в новой реальности XXI века и просто погибает.

20.jpg

27.jpg

28.jpg

25.jpg

28.jpg

Трудная судьба «Свободы»

«Очень трудно удается клуб Свобода»… «Настроение бодрое. Был на клубе "Свобода"» – между этими двумя записями в отрывном календаре архитектора Константина Мельникова – три года. В 1927 году был получен заказ на проектирование, полностью клуб был готов в 1931 году.

Парадокс – «Свобода» оказалась самым «несвободным» детищем архитектора: первоначальный смелый проект меняли несколько раз, в 1950–1960-е клуб вообще радикально перестроили, лишив первичных архитектурных признаков авангарда, даже не уведомив и не пригласив Константина Мельникова. В 1990-е здание стало объектом культурного наследия регионального значения. Клуб, который большую часть своей жизни назывался Дворцом культуры имени Горького (в Савеловском районе его до сих пор так и зовут), все это время оставался душой и центром культурной жизни района: кружки, секции, концерты, кино, выступления артистов, филармонические вечера. Все открыто, доступно. Оркестр «Кантилена», хоровая студия «Данко» широко известны, работают до сих пор, но теперь ютятся в небольших постройках во дворах: в 1990-е из ДК в срочном порядке выгнали все творческие коллективы и активности, клуб стали именовать банкетным залом «Суриков-Холл», а арендатор ООО «ИНТЭС» провел «реставрацию», которая частично восстановила исторический облик фасадов, но авангардный интерьер, и без того искаженный многочисленными ремонтами, окончательно был убит: залам и холлам придали черты барокко и ренессанса, в общем и целом здание стало неким «кабаре» для закрытых тусовок. В начале 2010-х начались судебные тяжбы с ООО «ИНТЭС», «Суриков-Холл» покинул клуб, и с 2015 года он пустует.

На данный момент официальные письма Мосгорнаследия сообщают, что ОКН находится в собственности города Москвы и не эксплуатируется. Согласована его передача Театру Антона Чехова после проведения работ по реставрации и приспособлению. Мосгорнаследием 24 августа 2018 года согласована проектная документация по сохранению памятника, ее разработчик – ГУП «МОСЖИЛНИИПРОЕКТ». В январе 2022 года Мосгорнаследием оформлен акт технического состояния ОКН с планом проведения работ по его сохранению до 1 декабря 2023 года. Работы планируется провести за счет бюджета города Москвы, их заказчик – Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Стоимость реставрации оценивают в сумму от 1,5 млрд рублей.

4.jpg 5.jpg 6.jpg

Заметим, что проектной документации уже четыре года. Очевидно, ее надо актуализировать. Денег на это в бюджете города на ближайшие два года не зарезервировано.

Таким образом, уникальный памятник превращается в статусную руину практически в центре современной Москвы.

Словно бы судьба клуба через сто лет возвращается в начало своего цикла, в 1920-е, когда с легкостью родился проект, но мучительно шла его реализация…

 СВОБОДА-2.jpg

 СВОБОДА!!.jpg

Фото: Клуб – еще за строительным забором. Мимо едут сани с дровами: в районе еще нет ни отопления, ни водопровода. А здание клуба – самое масштабное в округе. Декабрь 1930 года (архив Дома Мельниковых)

8.jpg

10.jpg

12.jpg

11.jpg

3.jpg

дк3.jpg

дк4.jpg

13.jpg

Фото: Клуб фабрики "Свобода" в разные годы: начиная с момента строительства, затем после реконструкции 1960-х (стершей все признаки авангарда с фасада, но сохранившей интерьеры) и превращения в ДК Горького, а также в наши дни - после реконструкции 2000-х (восстановившей облик фасада, но полностью убившей исторические интерьеры)

депутаты3.jpg

Николай Васильев, доцент НИУ МГСУ, профессор МГАХИ им. Сурикова, кандидат искусствоведения:

– Клуб фабрики «Свобода» хотя и был задуман в самое «золотое время» Константина Мельникова – в 1927 году он делает проекты семи клубов (шесть приняты и реализованы), собственного дома-мастерской и строит два гаража (в Марьиной Роще и близ Казанского вокзала), – оказался самым нелюбимым детищем архитектора. Его внучка Екатерина Каринская вспоминала, что он никогда не интересовался его судьбой и состоянием в послевоенные годы. Отнести такое отношение можно к сложностям адаптации проекта и упрощениям, допущенным при строительстве. Между тем и сам замысел, и существующее здание несут в себе мощный заряд творческих – архитектурных и социальных – идей. Некоторые из них, принадлежащих не сколько времени, сколько Мельникову, наиболее наглядно видны именно в здании на Вятской улице.

Стоит пояснить, что такое собственно клуб и зачем они появлялись не в центрах городов, а на рабочих окраинах. Еще в начале 1880-х в России, в Томске – тогда интеллектуальном центре Сибири, – появляется первый Народный дом. Идея быстро попала в Европу, где volkshaus, maison de peuple, people’s house строятся в крупных городах. Народный дом был прежде всего учреждением или социальной инициативой, а потом уже собственно зданием. Стремительная урбанизация привела к одинаковым для всех стран проблемам отсутствия досуга, недостатка образования и культуры у масс пришлого из деревни населения. Рабочие, после 12-часовых смен и шестидневной рабочей недели, не имели мест ни для собраний (кроме церкви), ни для получения начатков образования, ни для отдыха – маленькие театры в приспособленных помещениях на окраинах не могли вместить всех желающих, да и не театром одним живет культура. Народные же дома предлагали и буфеты (обычно опекаемые Обществами трезвости), собирали по подписке библиотеки, организовывали самодеятельные театральные труппы, становились местом работы первых электротеатров (кинозалов), в них вели работу социал-демократы. В богатых городах проекты Народных домов заказывались крупным архитекторам, бывало, даже проводились конкурсы. Самый большой Народный дом в России был построен в Петербурге на Кронверкском проспекте – он носил имя последнего русского царя и открылся в 1916 году. При его возведении в ход пошли металлоконструкции, первоначально использованные для павильонов Всероссийской выставки 1882 года в Москве на Ходынском поле, потом часть их была перевезена в Нижний Новгород и использована на знаменитой выставке 1896 года. Часть осталась стоять на стрелке Оки и Волги по сей день, а часть уехала в столицу. Здание близ Петропавловской крепости, Зоопарка и Артиллерийского музея стоит и используется до сих пор, хотя после многочисленных пожаров (один из них случился вскоре после оформления его интерьеров художниками Малевичем и Лепорской), разрушений бомбежками и обстрелами узнать его непросто. Другие народные дома чаще всего у нас устраивались в приспособленных помещениях, в Москве же исключением стал Введенский народный дом, выстроенный по проекту Иванова-Шица (сейчас на его месте т. н. Дворец на Яузе, построенный в начале 1950-х по проекту архитектора Ефимовича).

С 1925 года в обиход входит термин «рабочий клуб», одно время названия типов здания существую параллельно, потом «клуб» заместил «народный дом». С 1927 года начинается большая волна строительства клубов при московских предприятиях, чаще всего на средства от профсоюзных взносов. Советские архитекторы рьяно взялись за их проектирование, и среди десятков клубов конца 1920-х в Москве есть построенные и звездами архитектуры авангарда – братьями Весниными, Яковом Корнфельдом, Георгием Гольцем, Константином Мельниковым, и не известными до тех пор молодыми зодчими, вчерашними выпускниками.

Наверное, последовательней всего к теме подошли лидеры группировки конструктивистов Веснины и Корнфельд (клубы по их проектам построены от Баку до Свердловска, от Орехово-Зуева до Сталинграда) и, конечно, Константин Мельников, выступавший во многом их творческим оппонентом.

Согласно логике т. н. функционального проектирования конструктивистов, клуб делился на связанный определенным образом набор помещений для кружковой работы: собственно клубную часть, большой зрительный зал, театральную часть и спортивную часть. Последняя чаще всего оказывалась местом хранения спортинвентаря и открытой площадкой, но случалось, строили и крытые гимнастические залы. Каждое помещение «накрывалось» своим «футляром» – отдельным объемом, чаще всего простой формы – параллелепипедом, цилиндром, трапецией. Такие объемы свободно расставлялись на участке и соединялись переходами – когда крытыми коридорами, а когда и мостами. Архитектурные достоинства (помимо новой выразительности) плавно переходили в эксплуатационные недостатки – большая площадь поверхности, в том числе остекленной, позволяла интерьеру «открыться» публике, стать «честной» в своей прозрачности. Это же влекло проблемы с теплоизоляцией и отоплением (и подвергалось критике и сразу, и по прошествии нескольких лет эксплуатации).

Константин Мельников по-своему подошел к разработке такого важного новаторского типа здания, но, в отличие от «конкурирующей» творческой группировки, не оставил больших текстов (молодые конструктивисты И. Милинис и И. Леонидов опубликовали в 1929 году заметные статьи-манифесты).

Шесть реализованных и один оставшийся в виде конкурсного предложения проектов клубов Мельников создает в течение 1927 года (последний будет открыт в феврале 1930 года, остальные еще в 1929-м). Во всех своих клубах Мельников старался нащупать разные пространственные схемы для функционально сходных зданий. Везде кубатура у него порядка 17–20 тыс. кубометров и вместимость зала 600–1 300 мест – для конца 1920-х гг. весьма большая. Пространственные компоновки клубов Мельникова почти во всех проектах предполагают объединение большинства помещений в одном объеме – четверти цилиндра, узком треугольнике, пятиугольнике с «рукавами» боковых крыльев, лежащей на боку призме и т. п. Разве клуб фабрики «Буревестник» в Сокольниках решен в нарочитой «конструктивистской» манере, где каждый отдельный объем включает в себя одну основную функцию – кружки в «лепестках» башни, зрительный зал в вытянутом прямоугольнике, киноаппаратная и сценическая коробка в поставленных вертикально призмах, спортивный зал снова в параллелепипеде.

Основной зрительный зал с боковыми местами-трибунами клуба «Буревестник» ближе всего к замыслу клуба фабрики «Свобода». Союз химиков, объединивший коллективы предприятий очень разных отраслей – от «Каучука» и до фарфора (в подмосковном Дулеве) заказал Мельникову больше всего клубов («Буревестник» был клубом Союза кожевенников, а клубы Русакова и Зуева – трамвайщиков, т. е. Союза коммунальников).

На Вятской улице здание клуба заняло пустой участок, примыкающей к т. н. Финляндскому скверу, благоустроенному до революции и ставшему общедоступным парком в раннесоветские годы. Производство фабрики «Свобода» находилось на соседнем участке, через переулок, что позволяло посещать клуб непосредственно до или после рабочих смен.

Клуб фабрики «Свобода» был спроектирован к осени 1927 года, пояснительная записка к чертежам датирована концом октября. С января 1928 года идет интенсивная переписка, лишь отчасти отразившая профессиональную дискуссию – поданный проект критикуется, и разрешение на строительство выдается только после необходимых изменений. Кроме частностей главное в них – форма кровли, самая эффектная часть в поданном проекте.

Положенный горизонтально объем зала – эллипс в сечении – зажат между двумя трехэтажными частями. В них, кроме лестниц, в одном – сценическая коробка и служебные помещения театральной части, в другом – столовая, кружки, библиотека. Первый этаж служит вестибюлем и гардеробом для разгрузки остальных частей здания, спортивный блок выведен в прямоугольный объем на заднем фасаде.

Фасад клуба симметричный, в его середине выделяются две лестницы, ведущие на второй этаж – прямо в зрительный зал. Это чрезвычайно важная деталь – марши лестниц были реализованы прямыми, под 45 градусов к линии фасада и улицы, но по первым эскизам они были задуманы скругленными, как бы заманивающими идущих вдоль по мостовой людей. В случае больших праздничных мероприятий, когда клуб не мог вместить всех желающих, предполагался сквозной проход колонн демонстрантов через здание. Встречаясь перед ним, люди 1 мая и 7 ноября заходили бы в клуб, не пользуясь гардеробом, участвовали бы в какой-либо короткой программе и выходили бы по таким же лестницам заднего фасада в сквер. В детальном проекте лестниц на заднем фасаде нет, и участники заходили в клуб через первый этаж, а выходили зал по этим косым лестницам обратно на улицу. Также в случае экстренной эвакуации внешние лестницы позволяли быстрее покинуть зал (по тому же принципу задуманы и сделаны лестницы и терраса клуба им. Русакова, лестница и крыша-трибуна клуба «Каучук»). Таким образом, потоки входящих и выходящих не пересекаются – это часть т. н. «прямоточной системы» Мельникова, разработанной им в 1926 году для гаражей.

Клуб задуман почти со всеми новациями, предложенными Мельниковым для зданий этого типа. Зрительный зал сделан максимально универсальным – со сплошными лентами остекления для использования днем, плоским полом для танцев и других культмассовых мероприятий, а также с возможностью трансформации – деления зала на части при помощи подвешиваемых к конструкциям кровли ширм-затворов (технически это описывается гораздо проще предполагаемых вариантов трансформации клуба им. Русакова или «Каучука», но также, увы, не было реализовано).

С февраля и всю весну 1928 года проект уточняется и упрощается – эффектное яйцевидное сечение зала сменяется многогранным из-за сложностей расчета несущих ферм и других конструкций (типовых, конечно, в те годы не производили, а многие конструктивистские зрелищные и спортивные сооружения были перекрыты конструкциями из дерева). По-видимому, это было единственным практическим решением – стройка должна была начаться к летнему строительному сезону. Увы, такое упрощение проекта не могло понравится автору, и архитектор считал клуб своей неудачей.

В послевоенные годы интерьеры многих клубов Мельникова (да и других архитекторов) были изменены, получив лепные украшения, пышные люстры и проч., однако объемное решение сохранялось и сохраняется и поныне. В начале 2010-х было воссоздано цветовое решение фасадов, но интерьеров оно не коснулось, да и качество работ вызывало вопросы уже через 10 лет после окончания работ.

В клубе им. Русакова реставрация прошла в 2015 году, небесспорная, но вернувшая и давно заложенные окна, и покраску фасадов, и многое другое. В «Буревестнике» реставрация была еще в 2000-х, хотя небольшие изменения произведены и в 2018 году (к примеру, боковые стены были облицованы «под кирпич», а закрытые еще в 1940-е окна в скатах крыши главного зала вернулись на место). Клуб Дорхимзавода имени Фрунзе прошел реставрацию после пожара 2000-х и сейчас сохраняет исторический вид и цвет фасадов, но, за исключением лестниц, сильно переделан внутри. В клубе «Каучук» реставрация идет с перерывами больше десяти лет, в 2022-м она возобновилась, на этот раз в связи с передачей здания «Первому Меду» им. Сеченова (отделка интерьеров пережила две реконструкции – 1940-х и 1970-х – и полностью утрачена в 2010-х). Наконец, клуб фарфористов в Дулеве получил в 2020 году проект реставрации, прошедший экспертизы и согласования в 2022-м. До настоящего времени этот клуб пережил только украшательства конца 1940-х и множество мелких ремонтов последующих десятилетий, сохранив наибольшее число аутентичных деталей и материалов отделки. Таким образом, небрежение и бездумные ремонты – что послевоенных лет, давшие пышные украшения некогда строгим интерьерам, что начала XXI века, давшие пластиковую столярку окон, но иногда раскрытие некогда существовавших окон, – несколько уравняли клубы Мельникова между собой. Приближаясь к своему столетию, близким к первоначальному замыслу и используемым как зрелищное здание остается лишь клуб Русакова, если не присматриваться к новодельным переплетам и трубам вытяжек на заднем фасаде. У клуба фабрики «Свобода» в этом контексте есть шансы стать таким, каким видели его и архитектор, и его заказчики – культурным и образовательным центром района (не чужого Мельникову, ведь он родился и вырос на Соломенной сторожке), но лишь при разумной реставрации.

14.jpg

Пояснительная записка к проекту, составленная К.С. Мельниковым и частично заполненная его рукой, с автографом архитектора. Октябрь 1927 года (ЦГА г. Москвы, ф. т-2, оп. 1, д. 1207, л. 23)

15.jpg 

Клуб фабрики "Свобода". Главный фасад. 1920-е годы

мельников.jpg

Фото: Клуб фабрики «Свобода». Перспектива. 1927

Гений места

Справедливости ради отметим, что судьба всех мельниковских клубов непростая, но участь клуба «Свободы» выделяется на общем фоне, потому что построен он практически на малой родине Константина Мельникова. Нынешние Тимирязевский и Савеловский районы Москвы, в прошлом – Бутырский хутор, не чужие для авангардного зодчего.

Мельников родился в Москве, в семье рабочего, выходца из крестьян Нижегородской губернии Степана Илларионовича Мельникова и крестьянки Елены Григорьевны Репкиной. После переезда в Москву отец Мельникова служил на строительстве и ремонте дорог во владениях Петровской лесной и земледельческой академии, а проживал с семьей в бараке на Соломенной сторожке, расположенном на границе академических владений и луга Бутырского сельскохозяйственного хутора. Позднее С.И. Мельникову была предоставлена казенная комната на первом этаже в полицейской будке-доме, стоявшей поблизости от Соломенной сторожки на пересечении современной Тимирязевской и Ивановской улиц. В 1897 году семья Мельниковых переехала в небольшой собственный дом в подмосковную деревню Лихоборы.

Так что клуб фабрики «Свобода» как наследие Мельникова и само его имя вполне заслуженно и обоснованно могут стать брендом Савеловского района. Правда, прижилось здесь все же более позднее название – ДК имени Горького. Бывали там все здешние жители без исключения. До сих пор вспоминают, что в ДК показывали фильмы, которые прошли в других кинотеатрах, контролеры были нестрогие и зачастую пацаны Савеловского района брали в школах билеты на дневные сеансы, на ластике рисовали а-ля специальный штампик и ставили его на билет, который теперь становился билетом на вечерний сеанс… Шли смотреть Бельмондо и Пьера Ришара.

О том, каким клуб был центром культуры, рассказала Татьяна Агапова, заместитель директора ГБУ «Центр "Сказка"», муниципальный депутат Савеловского района Москвы:

депутаты1.jpg

– Главный вход, расположенный между двумя наружными лестницам, ведет в вестибюль, в нем располагались гардероб и фойе. На втором этаже был расположен зрительный зал. Площадь вестибюля-фойе равна площади зрительного зала. Второй этаж в центре занят театральным залом, справа – сценой с подсобными помещениями. Зрительный зал на 1 000 мест мог быть разделен раздвижной стеной на две почти равные части. В связи с этим большое внимание уделено лестницам, которых всего шесть; три из них могут обслужить одну часть зала, три – другую. Сектор спорта помещен в особой части здания, которая является, скорее, пристройкой к основному его массиву. Путь в него ведет от средней задней лестничной клетки. По бокам расположены душевые, туалет и раздевалки. Зал – продолговатой формы, с небольшим судейским балкончиком.

Третий «сектор» клуба – кружковые комнаты, разбросанные почти по всему зданию как в первом этаже (под сценой), так и в третьем (пристройка у спортзала). Четыре комнаты приходятся на второй этаж. Другая составная часть этого же сектора – библиотека – была расположена на третьем этаже. Большим неудобством являлось ее расположение так высоко, что весьма затрудняло ее работу.

Долгое время в помещении клуба базировались творческие коллективы, проводились занятия для детей, работал кинотеатр, проводились выставки, профессиональные конкурсы. Большое количество жителей Савеловского района с теплотой вспоминает свое детство, которое они проводили в творческих кружках и секциях клуба, как ходили в кино и на новогодние елки. Это был центр притяжения не только районного масштаба, но и… мирового.

Клуб часто посещали зарубежные группы по линии профсоюзов, которые знакомились со всеми направлениями деятельности Дома культуры. Его художественные коллективы выезжали с гастролями в другие города и зарубежные страны, участвуя в фестивалях искусств и культуры.

В год проведения Олимпиады-80 в Москве клуб фабрики «Свобода» был одной из самых важных площадок. Каждый день клуб встречал гостей Олимпиады со всего мира с развлечениями в фойе и концертами в зрительном зале. Об этом мало кто знает, но «старожилы» клуба об этом рассказывают.

В начале 2000-х все творческие кружки и секции свернули свою работу.

Каким-то чудом уцелело несколько творческих коллективов – камерный оркестр «Кантилена» и хоровая студия «Данко», они остались работать на территории Савеловского района. Оба этих коллектива на сегодняшний день по-прежнему функционируют в ГБУ города Москвы «Центр "Сказка"», филиал «Гармония». В 2020 году оба коллектива отметили 50-летний юбилей, часть коллектива еще помнит былое величие клуба фабрики «Свобода» и свою работу в этом здании.

Нельзя переоценить вклад клуба в культуру и духовное совершенствование нашего народа. Сейчас, когда нас накрыла западная псевдокультура и различные новшества, Дом культуры нужен как «глоток воздуха».

В 2027 году клубу фабрики «Свобода» (ДК им. Горького), построенному архитектором Константином Мельниковым, исполнится 100 лет. Какой неоценимый подарок человечеству можно было бы преподнести, отреставрировав и вернув первоначальное предназначение этому зданию».

Вообще странное дело: когда есть здание – есть потребность в нем, но по факту выходит, что лучше пусть оно развалится, чем туда хоть кто-то заселится.

Правда, в Савеловском районе уже к этому начинают привыкать. Молодежь уже и не знает, что это за вечно закрытая и заснеженная махина на Вятской. Поколение 40+ иногда пишет что-то лирически-возмущенное в соцсетях. Иногда муниципалитет проводит субботники на территории клуба, но в целом ощущение безнадежности, а ведь клуб – душа Савеловского района. Не нужен клуб – выходит, и жители района никому не нужны? А как же воспитание патриотизма, «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»? Неужели прекрасное крепкое здание нужно довести до состояния, когда останется его только похоронить?

31.jpg

32.jpg

30.jpg

Антракт между действиями затянулся

Важно отметить, что и нового хозяина ДК не видно – не слышно. Клуб «Свободы» обещан Театру Чехова, но там не сильно рассчитывают на обретение нового дома.

«Мы на данный момент не в курсе ситуации с реставрацией и передачей нам клуба "Свободы", – рассказала Ирина Григорьева, директор Театра Антона Чехова. – Поначалу, когда мэром было принято решение, что клуб отдадут нашему театру, конечно же, мы были очень вдохновлены, общение с чиновниками из различных ведомств шло очень активно. Был готов проект реставрации, мы уже даже выбрали цвет зрительного зала и обивку кресел. Думали, что в качестве первого спектакля в новом "доме" сыграем чеховского "Дядю Ваню". Планировали интересные для города мероприятия и направления работы. Но потом вся активность сошла на нет. Насколько я знаю, реставрация стоит огромных денег, которые бюджет города осилить не может. Ну а мы с огромным трудом, но выжили в пандемию, по-прежнему арендуем офис в Доме актера, спектакли играем во Дворце на Яузе. Конечно, мы бы очень хотели, чтобы театр обрел в Москве дом. Возможно, авангардная архитектурная стилистика клуба "Свободы" не совсем соответствует нашему классическому духу, но мы уверены: получился бы прекрасный симбиоз. Безусловно, мы считаем, что должен быть воссоздан исторический, задуманный Мельниковым облик – как интерьера, так и фасада».

1.jpg

2.jpg

17.jpg

23.jpg

18.jpg

Фото: Интерьеры - исторические и после превращения Клуба в Суриков-Холл

Материальный вопрос, который все портит

За свой яркий облик многие клубы Мельникова получили метафорические наименования: «Рупор на Стромынке» (клуб им. Русакова), «Звезда химиков» (клуб в Дулеве), «Клетка попугая» (клуб «Буревестник»), ну а клуб на Вятской именовали иногда «Сигара Свободы». Продолжая метафорическую мысль, экономическая свобода XXI века «дала прикурить». Конечно, 1,5 млрд на реставрацию – деньги огромные. Но с другой стороны, всегда можно найти варианты.

И вот вопрос – ищутся ли они активно?

Выходы могут быть комбинированными: бюджет + инвестиции, привлечение волонтерских усилий. Работы разбиваются же на несколько лет – нет необходимости во внесении «в кассу» сразу всей суммы. Москва не самый бедный город, и клуб «Свободы» далеко не первый сложный объект с многолетним шлейфом проблем. Очевидно, при желании можно собрать рабочую группу, сделать дорожную карту и наконец-то начать действовать, чтобы клуб «Свободы» вернулся хотя бы в информационную повестку. Если о здании говорят, оно не забыто!

Ну а пока самым важным в данный момент представляется консервация здания: оно уже много зим стоит без отопления, возникающая плесень не лучший друг памятников. Налаживание нормального температурно-влажностного режима внутри, качественная охрана от пожара и проникновения посторонних – залог сохранения, пока ищутся финансовые решения.

 16.jpg

Фото: Константин Степанович Мельников в своем доме в Москве. 1970 г

Еще немного формальностей

5 августа 2022 года Приказом № 262 руководителя Департамента культурного наследия г. Москвы утверждено Охранное обязательство собственника или иного законного владельца «Клуба фабрики "Свобода"».

Согласно этому документу:

- до 1 октября 2022 года должна быть установлена информационная надпись и обозначения на ОКН (на момент выхода журнала этого не сделано),

- до 1 декабря 2023 года должны быть осуществлены производственные работы по сохранению объекта культурного наследия,

- в Дни наследия 18 апреля и 18 мая в клуб должен быть обеспечен доступ.

Что ж, на данный момент собственником клуба фабрики «Свобода» является город Москва.

Реставрация и ревитализация одного из главных детищ великого архитектора не просто может, а должна стать флагманским образцово-показательным проектом столицы, знаком заботы к жителям, уважению к историческому прошлому и культуре. Но на данный момент явно побеждает обратный вектор. И, к сожалению, актуальна мысль Константина Мельникова из его книги «Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика»: «Работая над клубами без устали, одурманенный быстрой сменой идей, я могу пожалеть сейчас, уже охлажденный, о несовпадении во времени горячего пыла фантазии с тугим младенчеством техники реального осуществления…»

Современники и потомки Мельникова все никак не могут справиться с прекрасной архитектурой и потенциалом возможностей, которые она в себе заключает.

***

Материал опубликован в журнале «Охраняется государством» - № 4’2022 год.  

Современный фото - Илья Шпагин, Евгения Твардовская

Исторические фото предоставлены Музеем архитектуры имени Щусева, а также ГБУ "Гармония" - за что выражаем огромную признательность. 

 

 

 

На главную