Утраченному верить
Александра Меркулова
Часто задаваемый вопрос – почему в России так плохо относятся к собственной материальной культуре – обычно ответа не имеет. Начинаются пространные рассуждения о тяжелом наследии социального эксперимента, о хронической нищете и малограмотности населения, из которого вдруг выбились девелоперы и чиновники, и конечно, о коррупции. Изучая брянский опыт, читатель может сам сделать вывод, какой из этих факторов играет главную роль в разрушении памятников архитектуры.
Как известно, с 2004 года Брянскую область возглавлял Николай Денин, которого 9 сентября 2014 года Владимир Путин снял с должности – «в связи с утратой доверия». С тех пор временно исполняющим обязанности губернатора области был Александр Богомаз, выдвиженец «Единой России». В это воскресенье он выиграл выборы главы региона (набрал 79,96% голосов), а 15 сентября получил удостоверение губернатора Брянской области.
Обычно когда меняется губернатор, особенно когда он уходит с формулировкой a la Николай Денин, постепенно меняется и вся прежняя команда набранных им управленцев. За год, пока Александр Богомаз был врио, на свет появилось множество историй, связанных со злоупотреблениями эпохи его предшественника. Так почему-то часто бывает: начальника сняли, и вдруг выясняется, что он давно никому не нравился, все просто стеснялись об этом сказать. Оставляя за кадром все прочие свершения Николая Денина, напомним, что охраной культурного наследия Брянской области при нем руководила, в должности начальника Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия, заместителя директора регионального Департамента культуры, Марина Богомолова. Брянские СМИ и общественники неизменно и на протяжении многих лет называли ее двоюродной сестрой бывшего губернатора.
Что, в общем, симптоматично: почти ничто иное, известное из биографии Марины Богомоловой не свидетельствует, что работа в сфере охраны культурного наследия была ее высоким предназначением. Правда, как сообщалось, она в свое время возглавляла музей птицефабрики «Снежка» и заведовала отделом тканей в областном краеведческом музее. Вряд ли такие занятия могут всерьез подготовить человека к профессиональной работе с архитектурными объектами и ансамблями. Но при этом Марина Богомолова продержалась в должности целый год с момента потери гипотетического высокого покровительства.
При этом нельзя сказать, что достижения брянского госоргана охраны культурного наследия стали известны широкой общественности только в сентябре 2015 года, благодаря обстоятельному, но при том эмоциональному письму, опубликованному недавно газетой «БрянскToday».
Нет, все это время об этих достижениях местные градозащитники писали, кричали и даже танцевали. Молча. У них, вероятно, не было уже слов.
А вот «житель Брянска Николай Романенко», как обозначен автор письма опубликовавшей его редакцией, их нашел.
Неравнодушный Николай подводит итоги работы Марины Богомоловой следующим образом: «Именно в ее руках были все финансовые возможности и полномочия на охрану брянских памятников». И «именно в это время с лица брянской земли исчезло огромное количество достопримечательностей».
Далее автор письма обвиняет Марину Богомолову в непротивлении сносу комплекса старинных зданий основанного в 1707 году по приказу Петра Первого завода «Арсенал», казарм Брянского артиллерийского дивизиона на территории Центрального рынка. Та же участь, согласно публикации, ждет еще один историческое здание - канатную фабрику около автовокзала.
Далее следует длинный перечень объектов культурного наследия Брянска и области, страдающих или исчезнувших в последние годы. Не будем их все перечислять: упомянем дом доктора Полянского, объект культурного наследия, который был продан компании «Союз мастеров». Прошло совсем немного времени, и у крепкого здания неожиданно упала крыша, затем исчезли окна и двери. За это нового собственника, после молодежных протестов, «сурово» оштрафовали на 100 тысяч рублей. Но до сих пор, по сведениям автора письма, «никакой штраф никем не оплачен, да и пользы от этого штрафа для памятника нет никакой».
Как утверждает автор письма, «Союз мастеров» одновременно является и подрядчиком стройки на Рождественской горе в Брянске, которая весь 2015 год вызывает протесты градозащитников, не желающих примириться со строительством гостиницы и автопарковки на бывшем погосте Рождественской и Введенской церквей.
В конце августа рядом с этой стройкой прошел очередной протестный пикет, на который неожиданно пришел мэр Брянска Вячеслав Тулупов. Вопреки ожиданиям градозащитников, он сочувственно отозвался об их начинании, и даже сказал, что нужно «остановить вакханалию». А региональную структуру госохраны памятников мэр, по сообщениям СМИ, считает необходимым сделать самостоятельной, вывести из-под контроля областного департамента культуры (этого с 22 января 2015 года безуспешно требует от Брянской области Федеральный закон - Ред.) и даже «отдать её под контроль федералов: вот и будут и статус, и полномочия, которые впредь не позволят протаскивать через лабиринты закона дикие решения».
Конечно, так проще, однако почему бы самим брянским властям не научиться не принимать «диких решений» или хотя бы противостоять им?
Чтобы не заканчивать на минорной ноте – свежие брянские новости. 1 сентября 2015 года Советский районный суд Брянска, рассмотрев административное дело, возбужденного по протоколу департамента культуры Брянской области, в отношении ООО «Регионинвест» в связи с производством указанной организацией несогласованных работ по устройству автостоянки на территории достопримечательного места «Рождественская Гора», наложил на застройщика административный штраф в размере 100 тыс. рублей.
А 7 сентября глава администрации Советского района Брянска Алексей Колесников по поручению мэра Вячеслава Тулупова направил заявление по поводу состояния Рождественской горы в Брянскую областную прокуратуру – с просьбой проверить действия застройщика на предмет нарушений законодательства.
На фото (bryansku.ru): пикет брянских градозащитников в защиту Рождественской горы.