Утраченные храмы Нижегородского Кремля хотят восстановить
В Нижнем Новгороде, по всей видимости, ощущается недостаток градостроительных дискуссий высокого накала, а в Нижегородском Кремле – недостаток масштабных строек, достойных наших дней. К диспутам о судьбе Стрелки и ее пакгаузов, к строительству «социально ориентированного» Дома Правительства добавляется новая дискуссионная тема. А именно – воссоздание - или восстановление - или строительство новых взамен – утраченных в ХХ веке храмов Нижегородского Кремля.
Этой теме был посвящен специальный круглый стол, прошедший 11 января 2017 года в архиерейской резиденции в Вознесенском монастыре под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. Как сообщает сайт Московской Патриархии, в дискуссии приняли участие представители епархии, областных управления госохраны культурного наследия и департамента градостроительного развития, архитекторы, эксперты, исследователи.
Владыка Георгий обратился к собравшимся со следующими словами: «В 2021 году мы будем отмечать 800-летие святого благоверного великого князя Александра Невского, почившего о Бозе у нас на нижегородской земле, в Феодоровском монастыре Городца, и 800-летие Нижнего Новгорода. Это значимые даты. Прискорбно, что до сих пор в Нижнем нет памятника святому князю. И очень горько, что в сердце нашего древнего города, в кремле не восстановлены храмы, поруганные и уничтоженные после революции. Ко мне уже в течение десяти лет обращаются люди: жители города и области, прихожане наших церквей с одним и тем же вопросом: «Когда возродятся храмы на территории кремля? Когда он вновь станет не только административным, но и духовным центром Нижнего Новгорода? Ведь именно таковым кремль был на протяжении столетий».
Как сообщается, «все присутствующие идею (возрождения утраченных кремлевских храмов – Ред.) поддержали, отметив, что такой масштабный проект должен быть вынесен на широкое общественное обсуждение».
Говорилось о том, что есть возможность восстановить колокольню Спасо-Преображенского собора, церковь Симеона Столпника на исторических местах, поскольку они не застроены. Никольская домовая церковь в здании Манежа также может быть восстановлена. Не то со Спасо-Преображенским кафедральным собором, на месте которого сейчас городская администрация - Дом Советов 1930-х гг., памятник архитектуры федерального значения, и с Успенским собором (на его месте — здание правительства Нижегородской области).
«Участники встречи предложили несколько возможных вариантов для размещения этих храмов. Также было принято решение подготовить письмо на имя губернатора области Валерия Шанцева с предложениями по возрождению храмов кремля, чтобы рассмотреть вопрос на Градостроительном совете региона».
Как можно понять из репортажей местных СМИ, для некоторых участников дискуссии проблемы научной достоверности и точности воссоздания утраченных храмов, мягко говоря, не представляются первостепенными (если вообще осознаются как проблемы). Например, гендиректор фонда «Нижегородский кремль» Сергей Малиновский рассуждает так: в кремле может быть построен храм-памятник, храм-звонница, новый, высокий и компактный, который «как свеча горел бы над городом на самом высоком месте и был обращён к памяти основания Нижнего Новгорода и подвигу ополчения». И далее: «Если мы говорим о восстановлении, то архитектуру надо соблюдать, если мы сохраняем память места, то допустимо осмысление истории нашим поколением. Если ситуация сложилась таким образом, что мы не можем воссоздать храм в точности и на том же месте, почему мы не можем восстановить память о нём? Почему не можем с высоты своего времени обратиться к этой тематике?».
Поразительное ощущение «высоты своего времени» по отношению к памятникам, их территориям и всей предшествующей славным свершениям истории, похоже, будет определять дальнейшую судьбу этого проекта, который оказался весьма востребованным властями.
Уже через несколько дней, 19 января, губернатор откликнулся на просьбы – состоялось заседание Градостроительного совета при главе региона, на котором обсуждалась «возможность возвращения исторического облика кремля и возведения на его территории пяти церквей».
Директор ООО «РИЦ» Юрий Коваль представил концепцию восстановления, согласно которой все объекты нужно воссоздать в историческом виде на их местах. Как сообщается, «эксперты разошлись во мнениях относительно восстановления церквей, однако в целом одобрили идею возвращения исторического облика кремля».
Главный архитектор научно-исследовательского предприятия «Этнос», реставратор Ирина Агафонова в своих комментариях пыталась представить многосложность ситуации, требующей учета и градостроительной истории ХХ века, и современных требований законодательства:
«Возрождение значимости Нижегородского кремля как духовного центра — дело, безусловно, важное. Однако главное здесь — не допустить поспешных решений. Ведь с того времени, как в Кремле находились 13 храмов, прошло немало десятилетий, здесь появились новые сооружения. Так, место кафедрального Спасо-Преображенского собора занято Домом Советов, и это здание сегодня является объектом культурного наследия федерального значения. Понятно, что статус накладывает определенные ограничения и на окружающую территорию: ставить новое сооружение на главной видовой точке (а такие предложения имеются) — недопустимо. Подход здесь должен быть очень взвешенным, не следует забывать и о том, что новое строительство в кремле (в соответствии с законодательством) может состояться только при изменении статуса самой кремлевской территории — а это процедура весьма длительная, она потребует научных обоснований и определенных затрат.
Тем не менее, часть святынь может быть восстановлена в рамках реставрации (Никольская церковь при здании Манежа) или воссоздания (церковь Симеона Столпника — в полугоре на Ивановском съезде). Неоднозначным является вопрос о воссоздании звонницы с часами при Спасо-Преображенском соборе. Очевидно, что точно на прежнем месте она не может быть воссоздана, однако с некоторой сдвижкой — вполне вероятно. Этот вопрос надо прорабатывать не только в градостроительном отношении: важными факторами здесь должны стать результаты археологических раскопок. Именно они могут дать новые решения на основе музеефикации сохранившихся архитектурно-археологических фрагментов стоявших здесь культовых сооружений.
Хочу акцентировать еще раз: главное — не навредить, решения должны приниматься взвешенно и последовательно, с учетом приоритетов, основанных на принципах историчности, целесообразности (функциональной, идеологической), при добросовестном грамотном ландшафтно-визуальном анализе архитектурно-градостроительных предложений».
Комментарий "Хранителей Наследия": Похоже, уважаемый эксперт заблуждается: решение «с высоты своего времени» будут принимать явно не на основе данных археологии или визуально-ландшафтного анализа. А желаемая дата – 2021 год - указана еще 11 января владыкой Георгием.
Что же касается статуса территории Кремля – разве помешал он Росохранкультуре в 2000-е годы согласовать строительство второй очереди Дома Советов?
Так что осталось только дождаться, когда в Нижегородском Кремле вновь станут актуальными впечатления французского путешественника де Кюстина (1839): "Новый собор в Нижнем Новгороде древний, и если вы сомневаетесь в этой истине, значит, вы бунтовщик".
Досье (по материалам Нижегородской митрополии). До 1917 года на территории Нижегородского Кремля было пять храмов: Спасо-Преображенский кафедральный собор, военный Успенский собор, церковь Симеона Столпника, Михаило-Архангельский собор и домовая церковь Николая Чудотворца в Манеже. Сохранился только собор Архистратига Михаила.
Главной кремлевской святыней был Спасо-Преображенский собор, где покоились останки Кузьмы Минина (ныне перенесены в Архангельский собор) и хранились хоругви и знамена Нижегородского ополчения 1612 года.
Спасо-Преображенский собор первоначально был построен основателем города великим князем Владимирским Георгием Всеволодовичем в 1227 году. До ХХ века дожило соборное здание, построенное по указу императора Николая I в 1830-1834 гг. по проекту архитектора Авраама Мельникова.
К западу от Спасо-Преображенского собора стояла колокольня, уцелевшая от предшествующего кафедрального храма XVII века, в виде восьмигранного столпа с шатровым завершением.
После революции кафедральный собор закрыли и отдали в ведение Нижгубмузея; в 1924 г. - в пользование губернскому архивному бюро. В ноябре 1924 года Нижгубисполком начал разбирать соборную колокольню. Губмузей просил сохранить архитектурный памятник, но к 1929 году снос был завершен. В том же году взорвали Спасо-Преображенский собор.
Церковь Успения была построена в 1827 году в честь победы русского оружия в войне 1812 года – также по проекту Авраама Мельникова. Выполняла функции гарнизонного храма. Снесена в 1929 году.
Симеоновская (единоверческая) церковь на склоне кремлевской горы отмечала место Симеоновского монастыря. Храм 1743 года, разобрана в 1928 году.
Домовая Никольская церковь в Манеже была пристроена к нему в 1885 году. Проект был выполнен архитектором Шапошниковым. В 1929 году здание было перестроено под трамвайное депо. В 1969 году здесь разместили гараж и склады.
Фото: Нижегородская митрополия