«Высота полета» недостаточна для включения в реестр?
Вслед за инициативой придания статуса объекта культурного наследия «Харрикейну» времен Второй мировой в Ревде под Мурманском, в той же Мурманской области набирает обороты история постановки на охрану Гидросамолёта Бе-6ПЛО, который установлен как монумент в Сафоново на острове Большой Грязный. Сообщается, что это – единственный подобный экземпляр в России.
Увы, инициатива регионального отделения ВООПИК по его постановке на госохрану не встретила понимания.
В местных СМИ министр культуры области Ольга Обухова сообщила следующее: «В сентябре 2020 года в адрес министерства поступило обращение о включении самолёта в Единый государственный реестр. Министерством проведена работа по установлению историко-культурной ценности, сделаны запросы в Минобороны, центральный архив Минобороны, конструкторское бюро им. Бериева, где проектировался этот самолёт.
По результатам этой работы установлено, что самолёт не отвечает критериям, установленным федеральным законом для объектов наследия. Однако министерство убеждено, что он обладает неоспоримой ценностью как музейный предмет. В этой связи министерством совместно с военно-морским музеем Северного флота проводится работа по включению самолёта в состав музейного фонда Российской Федерации».
Тем временем ВООПИК распространил петицию за придание статуса самолету, в которой сообщается следующее:
«Как памятник первым авиаторам летающая лодка с бортовым номером красным 01 была установлена на постамент в 1968 году. Машина остро нуждается в реставрации! Скоро от обшивки корпуса ничего не останется!! Безрезультатно общественники несколько лет пытаются привлечь внимание к проблеме местные власти! В сентябре 2020 года в министерство культуры Мурманской области было подано заявление с целью выявить гидросамолет как объект, обладающий признаками объекта культурного наследия! С формулировкой - "самолет не соответствует критериям, установленным законодательством для объектов наследия", заявление отклонено!! Летающая лодка создана во всемирно известном конструкторском бюро Георгия Михайловича Бериева! Положила начала линейке гидросамолетов, закрепивших за Россией мировой приоритет в области самолётостроения!! В Заполярье на Бе-6ПЛО испытывалась, в дальнейшем использовалась первая отечественная радио-гидроакустическая система поиска, противообледенительные устройства! Много лет гидросамолет успешно применялся в морской и полярной авиации, доставлял в Арктику людей и грузы!! Выявление машины как объекта культурного наследия поможет привлечь к ее восстановлению опытных специалистов! Помогите сохранить Бе-6ПЛО для нашего Отечества!»
Светлана Водопьянова зампредседателя регионального отделения ВООПИК добавила в интервью ИА «Интерфакс Северо-Запад», что есть еще три сохранившихся самолета Бе-6 других модификаций - один на Украине и два в Китае: "Самолет, находящийся на Украине, в прекрасном состоянии, отремонтирован. В Китае самолеты в блестящем состоянии, мало того, что они отремонтированы, так они еще и в летном состоянии".
В свою очередь, заведующий музеем морской авиации Северного флота в поселке Сафоново (ЗАТО Североморск) Сергей Чечеров сообщил агентству, что гидросамолет не имеет официального статуса памятника и является бесхозным объектом. По его словам, самолет был установлен на постаменте в 1968 году по решению командующего морской авиацией Северного флота в честь 50-летия комсомола.
"Сейчас есть частный спонсор, который готов отремонтировать Бе-6ПЛО, подрядчик уже отобран. Это означает, что в мае этого года начнется ремонт, над самолетом возведут ангар, где будут проходить восстановительные работы, а в сентябре, когда реконструкция завершится, будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе и статусе гидросамолета", - сказал Чечеров.
Замечательно, что есть спонсор и инициатива восстановления. Cтатус памятника процессу бы ничем не помешал, а стал бы гарантией сохранности и деликатности восстановления. Странно, что критериев как для объекта культурного наследия недостаточно, а как для включения в состав музейного фонда, выходит, больше? Но, кстати, может оказаться и также недостаточно. Финального-то решения пока нет.