Теперь им, видимо, медаль дадут
Дело об обшивке сайдингом деревянной часовни XVIII века закончилось полным оправданием инициаторов
«Хранители Наследия»
Прокуратура и полиция Архангельской области подвели итоги расследования по делу о самовольной, без какого-либо проекта и согласования с органами охраны памятников, обшивке пластиковым сайдингом и устройстве новой кровли деревянной Никольской часовни 1728 года в деревне Осередок, объекта культурного наследия регионального значения.
Подробности этой истории мы рассказывали в начале октября, в «Виниловой сказке Русского Севера».
Прокуратура региона официально сообщила 12 декабря следующее: «Постановлением администрации области от 13.08.1998 № 207 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области» указанный объект поставлен на государственную охрану. Министерством культуры области в октябре с.г. проведен осмотр часовни, который показал, что здание полностью обшито сайдингом, произведена замена деревянной кровли на металлопрофиль, установлены плиты в качестве фундамента.
Денежные средства для проведения ремонтно-реставрационных работ объекта в связи с его неудовлетворительным состоянием самостоятельно собраны старостой часовни Пермиловской и жителями деревень Осередок и Часовенское. Работы проведены без привлечения подрядных организаций.
По данному факту министерством культуры области материалы направлены в ОМВД России по Холмогорскому району для проведения процессуальной проверки, по результатам которой в возбуждении уголовного дела по ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия) в отношении Пермиловской отказано.
Установлено, что объект культурного наследия, являющаяся местной достопримечательностью, находилась в крайне неудовлетворительном техническом состоянии, создававшем реальную угрозу ее обрушения и полной утраты. Именно в целях недопущения ее полного разрушения жителями деревни на пожертвования неравнодушных граждан произведен частичный ремонт часовни и обшивка современными материалами (сайдинг, металлочерепица), которые являются легко демонтируемыми, в случае принятия органами местного самоуправления решения о реставрации.
Прокуратура Холмогорского района с принятым процессуальным решением согласилась, поскольку умысел Пермиловской был направлен исключительно на сохранение важного объекта культурного наследия, а не на его повреждение или уничтожение».
Надежда Пермиловская так объясняла в октябре, после того как на объекте побывала инспекция областного Министерства культуры, мотивы своих действий: «Почему они сами-то не беспокоятся? Мы какие-то бабки старые – поедем, нас, может, на порог-то не пустят этого министерства. Сказали, что ваше разрешение будет долго тянуться, потребуют кучу документов, проект на ремонт и вы это все упустите. Упала бы кровля и все. Кто бы тут у нас стал заниматься — никто. Надо было рисковать, я взяла рискнула - и пусть меня накажут за это».
Вероятно, теперь объекту культурного наследия суждено долгое пребывание в новом обличии. С чего бы органу местного самоуправления принимать «решение о реставрации», если его уже самостоятельно приняли и осуществили местные жители?
А на мнение регионального Минкультуры о причинении вреда памятнику и «признаках состава преступления, предусмотренного статьями Уголовного кодекса РФ» ответ областными властями был дан, похоже, даже раньше, чем прокурорский: в середине ноября при реорганизации областного управления по охране памятников (в составе Минкультуры) в самостоятельную региональную Инспекцию начальник Управления Виталий Охремчук не был переназначен на новый пост.
Нелишне привести в этой связи официальный комментарий Архангельской епархии: «Памятник мог обрушиться в любой момент. Сельские старожилы на собственные средства провели на часовне ремонтно-консервационные работы, которые, к сожалению, не были согласованы ни с епархией, ни с областным министерством культуры. Никольская часовня является объектом культурного наследия регионального значения и находится в собственности государства. Реставрация областных памятников культуры и истории согласно законодательству должна идти за счет регионального бюджета, но в последние годы средства фактически не выделялись и многие шедевры деревянного зодчества погибли. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны власти жестко реагируют на любые попытки реставрировать памятники без прохождения длительных и сложных согласовательных процедур, а с другой стороны - не выделяют ни копейки, обрекая на гибель наше культурное достояние. Случай с Никольской часовней - лишь подтверждение этого печального правила. Очевидно, что у деревенских жителей было одно желание - спасти гибнущий памятник, сохранить самое святое для них место. И то, что сейчас этим пожилым людям грозят уголовным преследованием и громадными штрафами, вызывает только скорбь и недоумение».
Комментарий «Хранителей Наследия»: Чем более непроста ситуация, тем важнее иметь в ней реперные ориентиры. Никто, конечно, не желал зла церковной старосте деревни Осередок Надежде Пермиловской, никто не сомневался в ее добрых побуждениях - и конечно, ее уголовное преследование стало бы явной несправедливостью. Но вопросы о личной ответственности и о сути произведенных действий – это совершенно разные вопросы. Однако если не называть нарушение закона нарушением закона, то пользуясь логикой подобного прецедента, любой пользователь любого памятника, получается, может из добрых побуждений «улучшать» его любыми способами.
P.S. Официальный комментарий руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области Анны Ивченко,15 декабря 2016 года: факт отказа в возбуждении уголовного дела не говорит о том, что гражданам впредь не возбраняется пренебрегать принципами охраны памятников, необходимо сосредоточить усилия на восстановлении исторического облика Никольской часовни, оценка нанесенного памятнику ущерба возможна только после снятия современной обшивки, необходимо разработать проектную документацию, провести ее историко-культурную экспертизу, согласовать с региональным органом охраны, получить задание и разрешение на проведение работ. "Мы надеемся (! - Ред.), что это будет сделано во взаимодействии с уполномоченными исполнительными органами федеральной власти в рамках соответствующих федеральных целевых программ. В настоящее время инспекция работает над этим".
Интересная получается формула: не уследили муниципальные и региональные власти, а восстанавливать исторический облик будем за счет федерального бюджета. Почему бы просто не выдать предписание муниципальному образованию о восстановлении исторического облика часовни?