Гибель Панского оценили в 200 тысяч рублей
Малоярославецкий районный суд Калужской области вынес 8 июля 2019 года решение по административному делу об ответственности за гибель в пожаре главного дома усадьбы Панское. Муниципальный чиновник, не принявший мер по обеспечению сохранности памятника архитектуры федерального значения, наказан штрафом в 200 тысяч рублей.
Усадебный дом в Панском, построенный в 1813–1814 гг., представлявший собой редкий образец «деревянного ампира», причем хорошо сохранившийся, сгорел дотла 10 апреля 2019 года. Как рассказывал наш сайт, с 2012 года усадьба числилась в муниципальной собственности, однако с 2015 года главный дом перестали охранять, и в него мог беспрепятственно проникнуть кто угодно.
Как сообщили «Хранителям Наследия» в Управлении по охране объектов культурного наследия Калужской области, после пожара госорган составил, а затем направил в суд протокол по части 4 ст. 7.13 КоАП РФ («Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшие причинение вреда объекту культурного наследия, в том числе выявленному объекту культурного наследия, либо уничтожение объекта культурного наследия, в том числе выявленного объекта культурного наследия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния»). Сумма штрафа по этой статье КоАП – от 100 до 600 тысяч рублей.
Как рассказал нам начальник калужского регионального Управления по охране памятников Евгений Чудаков, к административной ответственности привлечено непосредственно «должностное лицо» – заведующий отделом культуры Малоярославецкой районной администрации Татьяна Сидельникова. За «неосуществление мер по обеспечению сохранности объекта» суд назначил ей штраф в 200 тысяч рублей.
Решение суда пока не вступило в законную силу.
«Мы работали именно по конкретному чиновнику, ответственному за памятник. И платить штраф за свое бездействие он будет из своего кармана», – подчеркнул Евгений Чудаков.
Усадебный дом в Панском был в ведении районного отдела культуры, а слежение за его сохранностью входило в должностные обязанности заведующего отделом.
Комментарий «Хранителей Наследия»: погибшего усадебного дома это, конечно, не вернет, но в принципе решение очень перспективное. Если утрату или повреждение объектов культурного наследия ответственные за них чиновники будут повсеместно оплачивать из собственного кармана – то погибать и терпеть ущерб памятники будут гораздо реже. Ценности наследия «должностным лицам», может быть, и невдомек, а вот ценность своего бюджета сомнению не подлежит.