На Сахалине упразднили Госинспекцию по охране памятников
Правительство Сахалинской области официально известило мир 31 октября 2019 года об упразднении региональной Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия как самостоятельного ведомства.
Госинспекция вливается в состав областного министерства культуры и архивного дела. «Эта работа ведется в целях оптимизации деятельности органов исполнительной власти и повышения эффективности управления», поясняет портал правительства области.
Как сообщается, «в связи с объединением ведомств руководитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Анна Жук подала в отставку, которую принял губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко».
Функции Госинспекции – сохранение, использование, популяризация и охрана объектов культурного наследия – будут переданы министерству культуры и архивного дела Сахалинской области, в составе которого подразделение по охране памятников находилось до июня 2017 года.
Тогда оно стало отдельным ведомством, во исполнение требований федерального закона о наследии.
Требования закона с тех пор не изменились, а вот уверенность областного руководства в необязательности их исполнения, видимо, укрепилась. Упразднили же охранный госорган в 2017 году в Туве – и ничего, никто за это не понес ответственности.
Решение о ликвидации самостоятельного госоргана охраны наследия депутаты сахалинского парламента одобрили еще в сентябре 2019 года. Тогда на заседании комитета по социальной политике они поддержали инициативу коллег из Ямало-Ненецкого автономного округа, которые предлагали отменить норму федерального закона о необходимости иметь в регионах специализированные госорганы охраны памятников.
Аргументы звучали такие: «охрана культурного наследия может быть частью минкульта, тогда значительно сократятся расходы на содержание ещё одного ведомства, а это значит, что свободные деньги можно будет как раз и направить на поддержание объектов культурного наследия».
Сахалинский депутат Виталий Гомилевский сделал тогда заявление, которое даже в печатном варианте требовало перевода на русский язык, но коллеги его поняли правильно:
«Все слово в слово я бы тоже написал. Потому что объехали Поронайский район, посмотрели мемориал там, 75 лет на будущий год, танк стоит на 367 трупах захороненных. Это же надо было додуматься. А рядом стоит бюст Буюклы, похороненного под танком, рядом — слева — бюст Леонида Смирных, который именно там похоронен. Ни табличек, ничего. Асфальт сделали до Поронайска и Леонидово, а 80 метров до мемориала в сапогах надо идти. Ограды нет, коровы ходят».
Депутат заявил, что «федеральный центр заставил нас принять решение», тогда и создали государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Сахалинской области во главе с Анной Жук. Дума обращалась к руководителю, чтобы привести в порядок памятники к 75-му Дню Победы, привезти специалистов с материка, но инспекция не может, а министр культуры Нонна Лаврик "криком кричит: "Да верните вы мне её (Анну Жук) обратно»".
«Надо было создать и не надо было отрывать от министерства культуры. Вот что мы хотим. Но совершенству нет предела», — подытожил депутат Гомилевский.
Представитель прокуратуры заметила: «Сначала вносили, а потом назад». Но инициативу депутаты единогласно поддержали.
Теперь и результат налицо – в виде совершенно противозаконных административных упражнений по ликвидации самостоятельного органа охраны культурного наследия в Сахалинской области.
Надеемся на соответствующую реакцию Генпрокуратуры и Минкультуры РФ.
Фото: Правительство Сахалинской области