Нелегальная Служба по охране памятников

Нелегальная Служба по охране памятников

31.01.2021
Нелегальная Служба по охране памятников

В июле 2020 года мы рассказывали о ликвидации Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края.

Напомним, что вопреки норме федерального закона 73-ФЗ, которая обязывает все регионы иметь специализированный госорган по охране культурного наследия, губернатор Забайкалья издал 07 июля 2020 года постановление № 82, в соответствии с которым из структуры органов исполнительной власти региона вычеркивалась (признавалась «утратившей силу») позиция «Государственная служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края».

В документе разъяснялось, что эта мера направлена на сокращение расходов на госуправление.

В самом госоргане по охране памятников тогда не очень понимали, что с этой охраной будет в крае дальше: «Мы становимся не органом исполнительной власти, возможно, нас куда-то будут переводить… Дальнейшая судьба нам неизвестна. Ждем новое постановление, где будет расписано, куда наши полномочия передаются и куда нас присоединяют или оставляют».

Между прочим, официально Госслужба позволила себе даже усомниться в своем упразднении. Публикуя на официальном сайте эту интересную новость, она предпослала ей философский заголовок «Быть или не быть отдельному органу исполнительной власти «Государственной службе по охране объектов культурного наследия Забайкальского края»?».

К началу 2021 года выяснилось, что «упраздненная» Госслужба продолжает действовать под тем же названием. Лента новостей ее по-прежнему функционирующего сайта свидетельствует, что и после 7 июля 2020 года Госслужба, как ни в чем не бывало, согласует проекты зон охраны памятников, проводит семинары по новеллам федерального законодательства, осуществляет контрольно-надзорную деятельность, собирает материалы для заявок на федеральное финансирование реставрации памятников края и т.п. А руководитель Госслужбы Родион Буянов ведет личный прием граждан и наносит рабочие визиты в районы Забайкальского края.

Означает ли это, что забайкальская Госслужба работает на нелегальном положении?

Видимо да, поскольку администрация губернатора через три с лишним месяца после упразднения госоргана попыталась его заново «легализовать».

На официальном сайте Законодательного собрания Забайкальского края 27 октября 2020 года появилось такое оптимистическое извещение

«Объектам культурного наследия пропишут эффективную систему управления. Администрация губернатора предложила законодательно дать главе региона право на создание в Правительстве края структурного подразделения, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Проект соответствующего закона находится на площадке регионального парламента».

Казалось бы, каких прав не хватает еще забайкальскому губернатору? Ведь ничто не помешало ему ни создать – в соответствии с федеральным законом – Госслужбу по охране памятников в апреле 2017 года, ни упразднить ее – вопреки этому же закону – в июле 2020-го.

Однако портал Заксобрания разъясняет: «Ссылаясь на федеральное законодательство, авторы документа аргументируют, что меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации, помимо органов исполнительной власти субъектов, могут осуществлять уполномоченные для этого структурные подразделения высших исполнительных органов госвласти субъектов».

В переводе на общечеловеческий язык это означает, что в Забайкальском крае с охраной наследия решили поступить по образцу Республики Ингушетия, где в 2015 году был создан Отдел по государственной охране объектов культурного наследия в структуре аппарата правительства. То есть заменить орган исполнительной власти края подразделением в структуре правительства региона.

Именно для этого региональный закон «О Правительстве Забайкальского края» хотят дополнить «положением, устанавливающим, что постановлением губернатора края в Правительстве Забайкальского края может быть образовано структурное подразделение, уполномоченное в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия».

Как сообщается, принятие этого законопроекта «в первоочередном порядке» вызвано «необходимостью оперативного формирования эффективной системы управления в сфере государственной охраны объектов культурного наследия».

Следовало бы добавить еще – «дезорганизованной и переведенной на нелегальное положение постановлением губернатора края от 7 июля 2020 года».

Зачем было городить все эти постановления и законопроекты? Какая польза выйдет забайкальским памятникам от преобразования Госслужбы в структурное подразделение краевого правительства? Почему, если уж была в этой «реформе» такая нужда, нельзя было сначала подготовить правовую почву, а уж потом упразднять действующий госорган? На эти вопросы нет ответов.

Зато есть ответ на вопрос – как в Забайкальском крае придумали замаскировать брешь, пробитую в обороне памятников региона июльским постановлением губернатора № 82. На федеральных порталах правовой информации этот документ публикуется, и со статусом «действующий». Зато на официальном портале Забайкальского края в разделе «Постановления губернатора» за 81-м следует сразу 83-е. А 82-го как бы и не было. Работайте, товарищи…

Причины всей этой административной чехарды, видимо, в том, о чем мы сообщали еще в июле 2020 года: «по нашей информации, в историю с упразднением госоргана охраны памятников активно включилась прокуратура – на стороне госоргана и закона».

Видимо, поразмыслили – и решили соблюсти. И заодно поразить филигранным качеством управления в сфере культурного наследия. 

Признаемся – удалось. 

На главную